история
современность

Статьи

Магия тесьмы

Узорная тесьма - джияк, зех, шероза - применялась для отделки одежды, тюбетеек, крупных декоративных вышивок и мелких бытовых вещей и в давние времена была неотъемлемой частью одежды.

На первый взгляд она незаметна, но выполняет очень важную функцию - подчеркивает контуры вещи, делает ее более выразительной. А в старину тесьму наделяли еще и магическими свойствами.

Существуют разные способы ее изготовления. В Ташкенте и Фергане распространена гладкая одноцветная тесьма из черных нитей. На гладком фоне вышиваются шелковыми нитями разнообразные узоры. Тесьма в виде узкой полоски ткани, вышитой на пяльцах сплошным тамбурным швом - "йурма", используется преимущественно в Бухаре и Ургуте.

Особенно нарядна золототканая "зехи курта", или "пешкурта", которой в Бухаре отделывают ворот женского платья. Узоры, вышитые золотой или серебряной нитью на тесьме "зехи курта", к примеру, указывали на высокий социальный статус, которым обладала невеста в день свадьбы, или на сакральность события, в связи с которым использовалось данное одеяние. Ведь у многих народов в древности золото символизировало солнечный свет, бессмертие.

В течение веков были выработаны своеобразные типы орнамента. Он может быть геометрическим, состоящим из сочетания линий, окружностей, и растительным - из цветочков, листьев, веточек. Очень часто геометрические узоры переплетаются с растительными, иногда на тесьме изображаются предметы быта, птицы, животные, фигурки людей.

Если обратиться к семантике названий, то нетрудно заметить их сходство с узором тесьмы. Так, "морипечон" означает "извивающаяся змейка", "булбул кузи" - "глаз соловья", "мушук кузи" - "кошачий глаз", "маржонча" - "имеющий сходство с бусами", "чалабайт" - "незаконченный или неполный бейт" (двустишие). Название узора "шабака" происходит от названия оригинальной прорезной техники, используемой для украшения деревянных изделий и женских украшений. Узор "занжир" дан по названию орнаментальных мотивов в виде цепочки. Оригинален узор "сирга", в основе которого изображение женских сережек.

Распространен в вышивке тесьмы узор "илон изи" ("след змеи"). Согласно мифологической традиции, он выполнял роль оберега. Культ змеи существовал в Узбекистане, как и в целом ряде других стран, с глубокой древности. Змея почиталась как хранительница дома, семьи, богатства, зерна и воды, являлась покровительницей женщин и детей, особенно новорожденных. В этой связи можно упомянуть о Сохском амулете, ныне хранящемся в Государственном музее истории Узбекистана в Ташкенте и представляющем собой каменное изваяние двух пятнистых змей. Его возраст - около четырех тысяч лет.

Многообразны композиции, создаваемые из растительных форм и мотивов. Часто встречается изображение цветка тюльпана или розы, растений, которые наряду с декоративным значением обладали какой-либо целительной силой. Одно из распространенных, которое относится к символике здоровья, плодородия и жизни, - миндаль. С земледельческим культом плодородия связаны также волнистый и струйчатый узоры, олицетворяющие потоки животворной воды.

Широко представленным в вышивках тесьмы свадебных головных накидок был символический образ Вселенной, который условно изображался как "древо жизни". Его близким смысловым эквивалентом служили также различные кустообразные мотивы, вертикальная полоса или линия.

Начиная с 1920-х годов тесьму начинают изготавливать на специализированных предприятиях, главным образом в Самарканде и Шахрисабзе. Производится она и в наши дни. Народные умельцы бережно и с любовью сохраняют традиции этого своеобразного самобытного искусства вышивки.

 

Лариса Левтеева.

Искусствовед.

(Правда Востока, http://www.pv.uz/?inc=60&snd=&news=6431, 05.03.2010)

2010-03-03