история
современность

Статьи

ЧЕРНО-БЕЛАЯ МУЗЫКА ДЖАЗА И ЕЕ РЫЦАРИ

ЧЕРНО-БЕЛАЯ МУЗЫКА ДЖАЗА И ЕЕ РЫЦАРИ

 

Из истории джаза в Узбекистане

 

- У джаза в Узбекистане, благодаря его энтузиастам, есть уже своя история и блестящие перспективы развития, - увлеченно рассказывает давняя поклонница этого уникального направления в музыкальном искусстве доктор философии, искусствовед АДЕЛЬ ЧИЛЬЯКОВА, решившая поделиться с нашими читателями своими интересными наблюдениями на этом поприще:

- Свой вклад в эти процессы внесли такие джазовые музыканты и организаторы, как Сергей Гилев, братья Сафаровы, Батыр Закиров, Василий Упоров, Георгий Бугданов и другие.

Джаз в Ташкенте появился уже в тридцатые годы прошлого века и на протяжении десятилетий здесь продолжают вырастать новые джазовые коллективы, солисты, ценители и любители джаза.

Руководитель Иллинойского джаз-оркестра Джон Гарви по возвращении из Узбекистана в США уже в 1969 г . писал в журнале «Америка»:

«В Узбекистане мы слышали очень интересную национальную музыку и познакомились с ее исполнителями. Мы увидели там народные инструменты, о которых раньше и понятия не имели. Кое-что мы привезли с собой. Наше первое выступление мы открыли музыкальным салютом в честь наших коллег из далекого Узбекистана».

И после этого Иллинойский бэнд часто открывал свои программы узбекскими мелодиями на узбекских инструментах.

 

Джаз-Фестиваль «Ташкент- Jazz -2010»

 

А то, что у джаза в Узбекистане есть блестящее будущее, подтвердил Джаз-Фестиваль «Ташкент- Jazz -2010», состоявшийся 25 мая 2010 г . в Центральном Доме офицеров.

После большого успеха Международного фестиваля «Ташкент- Jazz -2008» его организаторы – Ташкентский Джаз-клуб и Армянский культурный центр – пообещали, что джаз-фестивали станут в Ташкенте традицией. И сдержали свое слово.

Майский джазовый фестиваль нынешнего года в ЦДО открыло выступление Образцово-показательного оркестра Министерства обороны Республики Узбекистан под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана полковника Павла Макарова, далее выступили ташкентские ансамбли «Братья Сафаровы и друзья», «Караван», « Nuroniy », Джаз-секстет « Jame five », Джаз-трио Михаила Вартанова, Джаз-ансамбль Владимира Терегулова, Рег-Тайм-Трио Геворга Севумяна, Студия «Детская дорога к джазу», «Солнечные ребята» из музыкальной школы им. Успенского, «Город солнца» (Узбекистан-Казахстан), «Шелковый путь» из Бухары, Эдуард Мусаэлян из Самарканда и заслуженный артист России Владимир Михайлов из Москвы.

Фестиваль был богат разнообразием авторов и мастерством исполнителей: пианистов Владимира Сафарова, Михаила Вартанова, Улугбека Салихова и Руфины Усмановой; саксофонистов Булата Мустаева, Льва Бугданова и Владимира Терегулова; мастеров игры на ударных Вячеслава Сафарова и Ивана Димова; певиц Тамиллы, Юлии Угай и Сабины Мустаевой… В их исполнении прозвучали произведения Джона Колтрейна, Хуана Тизола, Майлса Дэвиса, Бенни Гудмана, Джорджа Гершвина, Диззи Гиллеспи, Теллониуса Монка, Кола Портера и других классиков джаза.

Звучали здесь мелодии и песни в стиле блюз и свинг, а также « be bope », который Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и Теллониус Монк в 50-е годы прошлого века противопоставили стереотипной гармонии мельчающего свинга; прозвучала на фестивале и музыка неистового, страстного авангардиста Джона Колтрейна и «соо l jazz » (холодный джаз), который африканец Майлс Дэвис вместе с европейцем Гилем Эвансом противопоставили би бопу, следуя принципу спокойной мелодической линии, сдержанной и немного печальной.

Именно Майлс Дэвис вместе с европейскими авторами создал позднее произведения, представляющие собой симбиоз джаза с рокком, и успешные джазовые обработки классической музыки и фольклора разных стран. И эта традиция нашла яркое продолжение в композициях, представленных на фестивале «Ташкент- Jazz -2010».

Фестиваль подтвердил, что джаз, соединивший в своих истоках африканские и европейские мелодии и культуру, а позднее включивший латино-американские, индийские, японские и арабские мелодии, особенно в исполнении Джона Колтрейна, продолжает развиваться, расширяя границы своей географии и музыкальных форм.

 

Узбекские композиции в джазовом стиле

 

Уже в 1968 году, на первом ташкентском фестивале джаза, каждый из участвующих коллективов должен был сыграть узбекскую композицию в джазовом стиле.

На нынешнем фестивале прозвучали произведения авторов Узбекистана, обогатившие этно-джаз уникальными произведениями с использованием национальных инструментов .

Помимо «Газли» и «Шахрисабз» Сулеймана Юдакова и Фарруха Закирова здесь были представлены композиции «Когда город спит» Саидмурада Мурадова, «Весенний Ташкент» Геворга Севумяна, «Мой путь к Богу» Михаила Вартанова, «Мурабо Хамса» Санжара Рафикова и «Восточная баллада» Мустафы Бафоева.

Примечательно и то, что произведения С.Юдакова, С.Мурадова и С.Рафикова с большим успехом и под крики «Браво!» исполнил молодежный Джаз-секстет « Jam Five » под управлением его руководителя и саксофониста Саидмурада Мурадова.

 

Большое будущее узбекского джаза

 

Учитывая, что средний возраст его исполнителей – около 26 лет, а возраст Лилии и Юлии Угай (студия «Детская дорога к джазу») и того меньше, а «Солнечные ребята» Алины Алибековой – вообще еще школьники (Музыкальная школа им. Успенского), можно с уверенностью сказать, что у узбекского джаза есть большое будущее.

Пожалуй, можно назвать и его будущую вокальную звезду, которой сегодня девять лет: Сабину Мустаеву. Внучка известного саксофониста и руководителя джаз-ансамбля «Караван» Булата Мустаева Сабина обладает голосом редкой красоты и силы и к тому же имеет талантливого и любящего наставника в лице своего дедушки. Помимо восторженных возгласов и аплодисментов на майском фестивале Сабине досталось больше всех цветов от зрителей.

 

Эстафета президента Ташкентского Джаз-клуба

 

Но дороги к джазу далеко не всегда устилают лепестки роз…

Не будем гадать, какова была бы судьба многих джазменов без самоотверженной заботы и бескорыстной помощи его любителей, организаторов и спонсоров, включая тех, которые не являются ни авторами, ни исполнителями джаза, а просто добрыми, щедрыми людьми.

Именно такой взнос явился началом Биг-Бенда, ставшего впоследствии оркестром им. Батыра Закирова, и первой презентации, о которой говорили как об одном из выдающихся событий культурной жизни города.

В фойе Дворца Издательства, где проходил концерт, экспонировались работы Сергея Гилева, президента ташкентского джазового клуба, который не только потрясающе играл джаз, но творил его и на холсте…

После ухода из жизни Сергея Гилева эстафету президента Ташкентского Джаз-клуба принял талантливый музыкант и организатор, очень добрый, чуткий и удивительно скромный человек Владимир Сафаров, который вместе со своими братьями Геннадием и Вячеславом основал джазовый ансамбль 56 лет назад.

Ансамбль братьев Сафаровых зародился в марте 1954 года, первый концерт состоялся в Доме культуры пищевиков; им троим всем вместе было тогда 42 года...

Инженер-строитель железных дорог по образованию и профессии, любитель футбола и автор исторических публикаций об узбекском футболе, Владимир Ашотович Сафаров хорошо известен и почитаем всеми, кто хоть немного интересуется джазом, в Узбекистане и далеко за его пределами. Он заразил любовью к джазу не только всю свою семью, но вместе с коллективом других джазменов приобщил к джазу очень широкую и благодарную публику и исполнителей.

На первый взгляд, в нем нет ничего артистичного: на сцене он также сдержан и прост в общении с публикой, как в повседневной жизни. Волшебная сила его артистизма проявляется, когда он садится за фортепиано и касается его клавиш.

Он сумел избежать того, что называют «звездной болезнью», однако энергичное и доброе влияние Владимира Сафарова проявляется и постоянно присутствует не только в деятельности Ташкентского джаз-клуба, и Джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», но и всего дружного, сплоченного коллектива джазменов и их ансамблей.

 

Забота о молодых талантах

 

Наиболее ярко забота организаторов Джаз-клуба проявляется, пожалуй, по отношению к начинающим и молодым джазменам, а также в популяризации джаза среди подростков и юношества, особенно со стороны Василия Упорова, арт-директора Интерклуба «Фестиваль» и организатора студии «Детская дорога к джазу».

Возглавив эстрадный факультатив в музыкальной школе им. Успенского, Василий Упоров приобщает молодое поколение узбекистанцев к шедеврам мировой музыкальной культуры.

На лучших концертных площадках столицы концерты, посвященные памяти Луи Армстронга и другим корифеям отечественного и мирового джаза, «Праздники классической и джазовой музыки» собирают солидную аудиторию, позволяют молодым исполнителям приобретать и совершенствовать мастерство.

Из «Детской дороги к джазу» в большой мир музыки вышли десятки замечательных музыкантов, среди них Влад Гиршевич и Варя Фетисова, лауреаты международных конкурсов Даниил Халиков, Ксения Айзель, Рустам Абдуллаев, Диана Зиятдинова, сестры Лилия и Юлия Угай и другие.

Когда на майском фестивале под руководством Алины Алибековой выступил ансамбль «Солнечные ребята» из музыкальной школы им. Успенского, исполнивший композиции Генри Манчини и Фарруха Закирова, в зале послышались одобрительные возгласы: «Дай Бог, чтоб и взрослые музыканты так хорошо играли!»

 

Пути джазменов неисповедимы…

 

Саксофонист редкого таланта и руководитель джаз-ансамбля «Караван» Булат Мустаев впервые соприкоснулся с духовым инструментом, учась в четвертом классе, когда на одном из пионерских слетов не оказалось горниста.

«Соприкосновение» было настолько успешным и вдохновляющим, что после этого последовала самостоятельная школа игры на трубе, кларнете, флейте и саксофоне по самоучителю (!), а потом и концертная деятельность.

В 1980 г . судьба свела его с замечательным человеком – Георгием Бугдановым, которого Булат Мустаев считает своим наставником и учителем, а также учеба в эстрадно-цирковом колледже, где Г.Бугданов преподавал.

Там же он познакомился с Иваном Димовым, барабаны которого, по выражению Булата Мустаева, «разговаривают» не только с соисполнителями, но и с публикой.

 

Преемственность поколений

 

Кстати, дальнейшие подтверждения того, что джазом «заболеть» очень легко и что это передается по наследству, мы находим не только в семейной традиции Сафаровых и Булата Мустаева с его внучкой Сабиной, но и в талантливой игре саксофониста Льва Бугданова, сына Георгия Бугданова, и пианиста Армена Бугданова, его внука.

Трудно сказать, как бы сложилась судьба Михаила Вартанова, талантливого пианиста, композитора и руководителя Джаз-Трио, если бы не было в его жизни джаза и хороших, щедрых друзей.

А также если бы он сам не был мужественным и сильным человеком, способным противостоять судьбе, которая сначала отняла у него дом и семейную жизнь в Карабахе, а после переезда в Ташкент – способность передвигаться без помощи костылей.

«Мой путь к Богу» - так назвал Михаил Вартанов собственную композицию, которую исполнил в заключение майского джазового фестиваля. Когда он встал, опираясь на трость, публика встала вместе с ним и воздала ему честь овацией.

 

Школа «рыцарей джаза»

 

Культура джаза находит благодатную почву на земле Узбекистанской и в этом большая заслуга ташкентского Джаз-клуба, который регулярно и бескорыстно проводит вот уже восемь лет концерты и заседания в Ташкентском доме фотографии, каждое третье воскресение месяца. Поистине члены и ансамбли этого клуба – «рыцари джаза», как их назвала Зося Трацевская.

Посетители самых разных возрастов и профессий здесь знакомятся с историей джаза и мелодиями, вошедшими в его золотой фонд, внимают рассказам о выдающихся музыкантах и композиторах прошлого, слушают концерты ташкентских джазменов и гостей из разных стран Европы, Азии и Америки.

После концерта Биг-бэнда знаменитого Бенни Гудмана из США, состоявшегося в 1962 году, в Ташкенте и других городах Узбекистана нередко выступают музыканты и коллективы из разных городов Америки, Канады, Японии, Германии и других стран. Некоторые из этих концертов проходят совместно с ташкентскими джаз-ансамблями.

Ансамбли Ташкентского джаз-клуба, в свою очередь, дают концерты и участвуют в международных фестивалях за рубежом.

 

 

К достижению взаимопонимания между народами

 

В августе 2009 г . в Галерее изобразительного искусства в Ташкенте состоялась фотовыставка «Американские послы джаза открывают объятия миру» с джазовым сопровождением в исполнении «Солнечных ребят» из музыкальной школы им. Успенского.

«Такие великие исполнители джаза, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи путешествовали по свету в качестве послов джаза, делясь своей музыкой с людьми из разных стран мира и обретая новых друзей для своей страны, - сказал, открывая выставку, Посол США в Узбекистане Ричард Норланд. - Обретая друзей и вместе наслаждаясь музыкой, мы достигаем более глубокого понимания между народами… музыка сплачивает и объединяет нас».

 

Истоки и течения «свободного джаза»

 

За период, близкий возрасту одного человека, джаз в процессе своего взросления прошел удивительные этапы формирования и становления, и каждый из них по-своему интересен и характерен: от фортепианных рег-таймов и оркестровых маршей ( marching jazz ) на разных торжествах, от hot dance music («горячей танцевальной музыки») к усилению импровизационного принципа и появлению соловых звезд с их пульсирующим ритмом ( beat ) и горячей джазовой интонацией ( hot jazz );

а потом, в качестве противопоставления «коммерциализации» джаза - переход к холодному и к твердому джазу ( с ool jazz , hard jazz ) и к симфоническому джазу в стиле оркестровых произведений П.Вайтмана и «Голубой рапсодии» Д.Гершвина.

И все эти истоки и течения, некоторые очень бурные, другие спокойные и холодные, соединяются в одну широкую и мощную реку, волны которой, называемые free jazz («свободный джаз»), открывают простор экспериментированию и творчеству в рамках сплоченной команды, каждый член которой – творческая индивидуальность.

 

Уверенность в прекрасном будущем джаза на нашей земле

 

В завершении остается только задаться вопросами:

-Как не любить джаз, у которого такой удивительно творческий, толерантный, демократический и интернациональный характер?

-Как не любить музыку, которая способна выразить и разделить с Тобой и радость, и печаль, выплакать вместе страдание и боль и подарить улыбку, смех и любовь?

 

И еще: хочется верить, что имея таких самоотверженных и талантливых «рыцарей джаза», какие у нас в Узбекистане без сомнения есть, в его историю впишет прекрасные страницы и узбекский джаз.

 

Наша справка:

Родина джаза

 

Зародившись в чикагском негритянском гетто более века назад, эта музыка прочно вписалась в современную музыкальную культуру и в сердца любителей джаза , создав неувядаемые «эвергрины» таких мастеров, как Джордж Гершвин, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бенни Гудман, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн и многие другие.

По сравнению с возрастом классической музыки 100 лет - это небольшой срок, но процесс «взросления» джаза пробегал очень быстро, соизмеряя свой шаг с энтузиазмом его поклонников и космическими скоростями ХХ века.

 

Предшественники джаза

 

Предшественниками джаза были трудовые песни, которые пели черные рабы на плантациях, и ритм этих песен облегчал их труд, а также их спиричуэлы (духовные песни), позже - рег-тайм и блюз, песни боли и радости, идущие от самого сердца. Черных рабов с их ритмами, песнями и танцами (например, voodoo ) привозили в Америку из разных африканских племен, и музыка каждого из них отличалась особым колоритом. Именно в джазе музыка черной и белой расы быстро нашла путь к сближению и слиянию и, по всей вероятности, помогла и сближению их носителей, создав уникальную по демократичности, интернациональности и музыкальному характеру культуру джаза. Недаром его иногда называют черно-белой музыкой. Отмена рабства в 1863 г . и приток африканцев в города способствовали ее формированию и развитию.

Первый этап утверждения джаза, да и само его название историки связывают с Нью-Орлеаном на реке Миссисипи. В этом промышленном городе и шумном порту проживали бывшие французские и испанские колонизаторы и их потомки креолы, в жилах которых текла кровь черных матерей, а также итальянцы, немцы, славяне...

Немецкий теоретик Й.Э.Берендт дает такую характеристику джазу :

«Джаз – это искусство музицирования, возникшее в США из столкновения негров с европейской музыкой. Инструментарий, мелодичность, гармония в большинстве своем берут начало в европейской музыкальной традиции. Ритмичность, фразирование, образование тонов и определенные элементы блюзовой гармонии происходят из африканской музыки».

Отличительные черты джаза: ритм в стиле « swing », спонтанность и энергичность исполнения, импровизация, музыкальное фразирование, отражающее индивидуальность музыканта, быстро снискали ему популярность среди исполнителей и зрителей и вместе с особенностями его интернационального рождения сообщили джазу особую «живучесть» и жизненную силу. Джаз продолжает черпать энергию из музыки разных народов и жанров.

Со временем значительно вырос и перечень инструментов, характерных для него…

Сначала это были - труба, корнет, тромбон, кларнет, гитара, туба и ударные.

Сегодня джаз «присвоил» не только классическую скрипку, флейту и арфу, но и все остальные музыкальные инструменты, включая узбекские дойру, дутар, рубаб, киджак (гиджак), тавлак и другие.

 

Соб.инф.

2010-06-18