история
современность

Мелодии и песни Шелкового пути объединяют народы. Путешествие в Астану.Ч.1.

Мелодии и песни Шелкового пути объединяют народы. Путешествие в Астану.Ч.1.

- в этом убедились участники и зрители традиционного IV Международного фестиваля тюркской музыки «Астана-Аркау», среди которых были и узбекские исполнители Аброр Зуфаров из Ташкента и Бахтияр Есмурадов из Каракалпакстана.

На концертах этого музыкального форума были представлены не только мелодии и песни, но и музыкальные инструменты практически всех тюркских народов в исполнении мастеров высокого уровня, многие из которых известны далеко за пределами своих стран. Организация подобных фестивалей позволяет наладить между странами и народами культурный взаимообмен, ставший не только важным стимулом для совершенствования профессионального мастерства самих музыкантов, нуждающихся в этих творческих встречах, которые позволяют им создавать благодатную почву для взаимообогащения. Наращивая тем самым свой творческий потенциал, они могут использовать его для расширения музыкально-культурных горизонтов тюркских и других народов и дальнейшего развития и популяризации музыкального искусства, как его особо ценной части культурного наследия.

Все многоголосье и многообразие музыкального этноискусства, которые высоко ценятся и вызывают восхищение поклонников всего прекрасного, доброго и вечного на Западе и Востоке – в Европе и Азии, было представлено на этом празднике, собравшем на одной сцене признанных мастеров исполнительского искусства из разных стран.  (19 фото смотрите по ссылке на  альбом С.Савчука-Курбанова : https://www.facebook.com/media/set/?set=a.4977934091614.1073741843.1397232601&type=1&l=23419d7d0b , снято 5 июля 2011)

Знатоки отмечают самобытность и невероятную привлекательность тюркского музыкального мира и других восточных культур, с которыми на протяжении веков происходило их соприкосновение, служившее источником живительного вдохновения многих поколений. Подобные контакты всегда содействуют плодотворному взаимообмену лучшими достижениями различных народов, взаимопроникновению и взаимообогащению культур и традиций, формированию на этой благодатной почве национального достояния и многих других добрых дел. Поэтому так важно сохранение и возрождение всех мельчайших элементов этих культур, которые сквозь века дошли до наших дней. Этому важному занятию посвятили свое творчество известные виртуозы, приехавшие на эту музыкальную встречу коллег по цеху мастеров из разных стран мира.

Одержимые исследованием музыкальным фольклором представители разных народов, благодаря которым бережно сохраняются, передают из поколения в поколение секреты исполнительского мастерства таких сакральных жанров, как эпос и горловое пение, признанные классическим наследием человечества, шаманские песнопения и виртуозные композиции для хомуса (шан-кобыз), инструментальные композиции и песенная лирика тюрков Средней Азии и Казахстана, Закавказья и Анатолии, Поволжья и Сибири. Несмотря на то, что со сцены звучала музыка разных стилей, отражавшая к тому же и своеобразие содержания каждого из народов, завороженные этим океаном музыки благодарные зрители с удивлением обнаруживали, что она понятна всем без переводчиков, поскольку через все мелодии связующей нитью проходила общая объединяющая тема их звучания, свидетельствующая об их единых корнях. Подобные же мнения возникали при ближайшем рассмотрении конструкций струнных музыкальных инструментов, формы которых, как оказалось, мало изменились со времен их многовековой традиции распространения по Великому шелковому пути. К примеру, из исторических источников известно, что с древнейших времен наилучшим подарком от зарубежных дипломатических миссий при дворах иноземных правителей были концерты, организованные музыкантами и танцорами из разных стран. Причем, зачастую, сами исполнители передавались в дар правителям.

Пожалуй, наиболее интересным свидетельством подобных плодотворных контактов может служить 1300-летняя история оркестра «Гагаку» при дворе японского императора, в котором из поколения в поколение сохранялись музыкальные инструменты, исполнительское мастерство и мелодии Шелкового пути, Таким образом, сохранилась благодаря этой династии очень ценная часть музыкального культурного наследия в его первозданном виде. Подтверждение чему мы находим в изобразительных сюжетах, встречающихся в произведениях античного и раннесредневекового искусства входе археологических раскопок и хранящихся в музеях разных стран. За что отдельная благодарность и безмерная признательность нашим ученым-исследователям. Все эти отмеченные нами моменты и факты, пережившие века и прошедшие испытание временем, являются самым ярким свидетельством единства тюркского мира и тюркской музыкальной цивилизации, в свое время оказавшей влияние на музыку Китая, Монголии, Кореи, Японии и стран Индостана, Западной Европы и необъятной России. Так музыкальный форум, прошедший в Национальном театре оперы и балета им. К.Байсеитовой в столице Казахстана, наглядно показал, что путь к сердцам людей проходит через музыку многих столетий.   Очень отрадно отметить, что у нас так много общего, в том числе в ментальности и крое одежды, при всем разнообразии каких-то оригинальных деталей, орнаментов и символов, свойственных каждому народу, и эту своеобразную эстафету музыкального культурного наследия народы наших дружеских стран постоянно передают друг другу, поддерживая ее как своего рода священный «олимпийский огонь», а именно особенно ценную его духовную составляющую, которая получает достойную реализацию на подобных музыкальных форумах.

Еще одним знаменательным явлением на этом поприще станет VIII Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" (Мелодии Востока), который пройдет

25-30 августа 2011 года в г. Самарканд под патронажем ЮНЕСКО. Лучшие сценические площадки этого древнего города будут представлены мастерам искусств из многих стран мира. Участие представителей искусства разных стран в этом музыкальном фестивале также послужит дальнейшему духовному сближению и взаимообогащению культур народов всей Земли. Такой вот очень продуктивный и позитивный музыкальный диалог со всем миром получается во благо дальнейшего процветания всего человечества. А отправной точкой на этом благородном пути и путеводной звездой служит незабвенное культурное наследие, доставшееся нам в назидание от предков наших народов.

 

«Река звука» - вечер классической музыки

на реке Есиль и праздничный салют

 

После фольклорного фестиваля направляемся на прогулку по набережной Есиля-Ишима. В это время наше внимание привлекают откуда-то издалека разливающиеся над гладью реки чарующие звуки классической музыки…

Как зачарованные мы двигаемся в том направлении, откуда она доносится, и упираемся в настоящее столпотворение… Нам удается просочиться сквозь скопление возбужденного музыкой народа - ближе к берегу и занять места на склоне его двухуровневой, облицованной камнем набережной, превращенной на время в настоящий театральный амфитеатр… Взору открывается импровизированная сцена на воде, устроенная на понтонах и соединенная с берегом длинным помостом… Сцена перекрыта паланкином, под которым удобно устроились музыканты симфонического оркестра… Эти виртуозы творят настоящие чудеса, превратив концерт в музыкальную феерию. Волшебные звуки классической музыки заполняют все окружающее пространство.

Эту палитру звуков эффектно дополняют эфемерные цветные контуры скульптур древних степных каменных истуканов – балбалов и других культовых образов кочевников, отображающихся на прозрачном, словно сотканном их воздуха экране сзади сцены, создаваемых прожекторами светомузыкальной электронной установки. Наряду с этим, все обозримое пространство над рекой словно обволакивают и расцвечивают своими прекрасными чарующими голосами мастера оперного вокала, а также периодически меняющие их, в буквальном смысле парящие над сценой, творцы танцевального священнодействия – балерины и балероны из труппы Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Каждое выступление мастеров сцены завершалось настоящим шквалом многократных оваций, в которых они в буквальном смысле купались как в живительном источнике благодатной энергии. Так, нам посчастливилось стать зрителями этого удивительного оперно-балетного гала-концерта, в завершение которого небо над рекой украсил весьма длительный праздничный салют, сопровождавшийся радостными возгласами всех, кто смог увидеть все это великолепие… Здесь мы воочию убедились в том, что мнение специалистов о том, что казахстанские оперная и балетная школы считается одними из выдающихся отнюдь не беспочвенны! В этой связи обмолвимся, что Есиль (Ишим), благодаря всему этому священнодействию превратился в «реку волшебных звуков» на три дня. В течение этого времени все поклонники прекрасного не только попавшие на концерты, но и прогуливающиеся по набережной, имели возможность насладиться, прошедшей накануне постановкой знаменитого балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и на следующий день - концертом популярной казахской и мировой классической, симфонической музыки.

 

Парк-музей миниатюрных макетов или весь Казахстан как на ладони

  Этномемориальный комплекс «Карта Казахстана Атамекен»

 

Этот парк-музей миниатюрных макетов памятников археологии и архитектуры, прочих известных сооружений и скульптур выдающихся предков, а также уникальных уголков природы под открытым небом находится в столице страны - Астане. Сейчас Ата-Мекен ( открытый в 2001 году) предлагает вниманию посетителей 470 макетов, расположенных на площади 1,7 гектаров . Это около двух футбольных полей. Особенно примечательно для нас узбекистанцев, что среди них есть и макеты медресе Шер-Дор и реконструированной обсерватории Улугбека из Самарканда. Они выставлены на отдельном участке наряду с Собором Василия Блаженного (Россия), фрагментом Великой Китайской стены (КНР), Девичьей башней (Азербайджан), Эйфелевой (Франция) и другими шедеврами мирового зодчества.

Такой необычный, увлекательный способ представления исторических и природных достопримечательностей разных городов, стран и народов, собранных в одном месте, сегодня популярен во многих странах мира. Именно здесь туристы могут за короткий промежуток времени познакомиться со всем, чем одарили эту страну природа и человек На карте разместились 14 областей и 2 города республиканского значения: Астана и Алматы. Здесь показано в миниатюре всё разнообразие природно-климатических зон и ландшафтов, архитектуры и градостроительных ансамблей. Но всё же главное – это памятники истории и культуры.

Особенно привлекательны мавзолей Ходжа Ахмета Яссави и реконструкция средневекового городища Отрар, где мне посчастливилось поработать на археологических раскопках еще в студенческие годы, уникальные подземные мечети Шакпак-ата, Шопан-ата и Бекен-ата в прикаспийском регионе и природно-климатическая зона отдыха Боровое – своего рода райский оазис, с многочисленными озерами и хвойными лесами в окружении горных хребтов, раскинувшийся на просторе бескрайних степей. Несколько десятков макетов суперсовременных зданий, построенных по проектам всемирно известных архитекторов, создают представление о новом административном центре Астаны, разместившемся в левобережной части города. «Карта Казахстана Атамекен», по мнению специалистов, представляет собой совершенно уникальное наглядное «учебное пособие», привлекающее внимание молодежи и взрослых, граждан страны и зарубежных туристов своей доступностью.

Здесь как «на ладони» в пределах визуальной доступности за час-полтора экскурсии можно увидеть достопримечательности всех регионов страны, сведения о которых в повседневной суете, зачастую остаются за пределами их внимания. Этот комплекс выполняет важную образовательную и воспитательную роль, еще и потому, что экскурсии здесь проводят школьники, которые благодаря этому еще лучше закрепляют свои знания по истории родного края, делясь ими с туристами. При этом, получая за это полноценную зарплату, школьники практически ощущают, что эти знания имеют не только моральную и интеллектуальную ценность, но и хорошо поощряется материально. Нам представляется этот опыт, который достаточно хорошо распространен во многих цивилизованных странах, особенно ценным, привлекательным и достойным внимания с точки зрения воспитания полноценных личностей.

Сергей Савчук-Курбанов

(Путешествие в Астану. Часть 1. продолжение следует)

 

 

Ташкент-Астана-Ташкент