история
современность

Путешествие - на остров тропической орхидеи – Сулавеси

Путешествие - на остров тропической орхидеи – Сулавеси

Если посмотреть на то, как остров Сулавеси выглядит на карте, то весьма заметным становится его сходство с тропической орхидеей - с четырьмя лепестками длинных полуостровов. Благодаря этому остров обладает очень протяженным морским побережьем, а значит и существующими и потенциальными пляжами.

Один из этих «лепестков» занимает территория провинции Южный Сулавеси, куда мы и совершим путешествие с нашими читателями.

В прибрежной полосе Южного Сулавеси живут представители народов макассар и бугис, прославившиеся как отличные моряки и строители кораблей.

Но самое интересное ожидает путешественников в труднодоступных горных районах, населенных племенами тораджа. Крыши их домов считают похожими на корабли или на рога буйволов. И это тоже неслучайно, а глубоко символично…

Их уникальные с оригинальными крышами строения – жилые и хозяйственные, сооружаемые на сваях, а также первобытные анимистические ритуалы и обряды стали одной из самых важных достопримечательностей не только этого острова, но и всей Индонезии.

А территория Индонезии включает свыше 17 тысяч островов.

При этом многие из них необитаемы. Это крупнейший в мире архипелаг.

Знатоки говорят, что традиционная культура Тораджа – самая шокирующая ! Она настолько оригинальна и неповторима, что привлекает на остров любителей экзотики со всего мира, став излюбленным местом для их паломничества. Обладает она столь магнетической силой притяжения не случайно, поскольку окутана ореолом мистики и атмосферы загадочности… Все это происходит еще и потому, что ничего подобно вы не встретите ни у одного из народов планеты.

Побывавшие здесь получают возможность совершить путешествие как на машине времени в далекое прошлое человечества – в мало затронутую современностью первобытную жизнь местных племен.

Многие путешественники, мечтающие о том, чтобы увидеть все это воочию, летят и плывут сюда со всех концов света, выражая тем самым признание того, что эта благодатная земля и культура ТАНА ТОРАДЖА является одним из самых уникальных, окутанных ореолом мистики туристических объектов на нашей планете.

В связи с тем, что и мне также посчастливилось здесь побывать, хотелось бы выразить свою признательность Министерству иностранных дел и Министерству культуры и туризма Индонезии и, прежде всего, посольству этой страны в лице руководителя дипмиссии Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Индонезия в Республике Узбекистан Его Превосходительства Мохаммада Асрухина за предоставленную возможность совершить подобное путешествие на Южный Сулавеси и в Джакарту в составе многочисленной делегации известных зарубежных журналистов, фотографов и туроператоров из Узбекистана, Азербайджана, Индии, Ирана, Казахстана, Пакистана, Шри-Ланки и других стран.

Это путешествие было особенно интересным еще и потому, что впервые за последние годы организовали столь масштабное участие в нем представителей масс-медиа зарубежных стран, побывавших в труднодоступных горных районах на юге острова.

Там есть такие легендарные места как Тана-Тораджа («Земля Тораджа»), которые можно с полным правом причислить к самым загадочным и привлекательным среди «Затерянных миров» на нашей планете.

 

Тораджи, приплывшие на о.Сулавеси из-за Экватора

 

Весьма привлекательным для нас представляется то, что одна из легенд тораджа повествует о том, что предки их народа приплыли на остров Сулавеси на своих кораблях много столетий назад со стороны Вьетнама…

Туда же, судя по сведениям китайских письменных источников, уже с 3 в.н.э. проникали морскими маршрутами Шелкового пути и жители Согда, путешествовавшие в Китай.

Более подробные сведения об этом можно прочитать в конце статьи…

Но пока никто не задумывался о том, что эти сведения можно рассматривать как одну из косвенных возможностей контактов согдийцев с предками народа тораджа.

Вместе с тем некоторые наблюдения, основанные на обнаружении ряда артефактов на Южном Сулавеси, не исключают рассмотрения такой возможности.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на некоторые детали, которые удалось наблюдать…

Прогуливаясь в фойе TORAJA HERITAJE HOTEL я заметил на одном из столов продолговатую подставку из дерева, украшенную с двух концов стилизованными головами быков, туловища которых соединялись хвостами в центре.

Похожие изделия, но только изготовленные из керамики, и датируемые первыми веками н.э. были обнаружены узбекскими археологами на городищах Булакбаши и Тали-Барзу в Самаркандской области (то есть в Согдае) и Каунчи в Ташкентской области (в Шаше-Чаче). Специалисты называют их очажными подставками для приготовления мяса на прутьях или шомполах, а в простонародье «шашлычницами». А украшались они стилизованными зооморфными и антропоморфными изображениями голов в ритуальных целях, служа своеобразным оберегом, свидетельствуя и об их культовом назначении.

Еще несколько интересных наблюдений можно отметить

в одном из селений тораждей Кете-Кесу , где скульптурными резными изображениями голов быков и свиней оформлены некоторые подвесные «саркофаги», изготовленные из стволов деревьев. Есть саркофаги, изготовленные в виде домов тораджа.

Их боковины украшены орнаментацией с геометрическими фигурами, растительными сюжетами или извивающимися змеями на крышке.

Примечательно, что сюжеты этой орнаментации также имеют аналогии в культурном наследии Узбекистана.

Там же, как и в Лонда, есть захоронения в пещерах (cave graves).

Наряду с этим мы побывали в Лемо, где есть также захоронения в нишах ( rock graves ), и склепах выдолбленных в скале.

Многие из них украшают скульптуры деревянных идолов.

В справочниках приводятся сведения о том, что подобное есть еще в одном месте - Суайя.

А в Санггала – детские могилки в стволе дерева ( baby graves ),

Захоронения в пещерах и скалах, а также подвесных гробах, носили охранный смысл, чтобы тело умершего не могли побеспокоить животные, воры и т.д.

Захоронения обычно семейные, так как в одной пещерке или отверстии, иногда может быть погребено до 20 человек.

 

Традиционные дома Toraja в Kate Kesu

 

Замечательна и уникальная архитектура домов местных жителей.

Называются они «тонгконаны».

Их крыши, повторяющие форму лодки, очень похожи еще и на рога буйволов.

Полагают, что благодаря этому они способны принести души усопших на небо, отражая тем самым их понятия о жизни после смерти, запечатленные в местных легендах, согласно которым, жители этих мест стали строить такие дома.

Первая – крыши этих домов символизируют рога буйволов, которым и поклонялись местные жители. Буйволов приносят в жертву, считая, что на том свете они сопровождают душу покойного в рай.

Согласно второй легенде, дом – это копия лодки, на которой великая принцесса из знатной королевской семьи приплыла сюда из Вьетнама !!! А от рода принцессы произошли жители этих мест.

 

ИДОЛЫ в Индонезии

 

Побывав на разных островах в Индонезии и в частности на Сулавеси, постоянно убеждаешься в том, что между нашими народами есть много общего. Наблюдаемые здесь некоторые близкие элементы в культурном наследии, часто наводят мысль о том, что это не всегда может быть случайным совпадением. Поэтому, попытаемся сопоставить некоторые наши наблюдения с фактами.

К примеру, из письменных источников известно, что на территории Узбекистана и других государств Средней Азии до арабской экспансии (более 1300 лет назад) были распространены деревянные идолы, украшавшие храмы и культовые места, наряду со скульптурами божеств, изготовлявшихся из глины, гипса и других материалов.

У тораджей – подобные идолы, связанные с культом предков, не только сохранились в первоначальном виде, но и почитаются до сих пор.

Их копии, а в ряде случаев и старинные оригиналы можно приобрести наряду с другой сувенирной продукцией в близлежащих с этими достопримечательностями магазинчиках.

Многие наскальные и пещерные захоронения ТОРАЖДЕЙ украшают вырезанные из дерева статуэтки «Тау-тау», символизирующие умершего и предназначенные, чаще всего, находиться рядом с могилой аристократов.

При этом следует отметить, что старинные куклы отличаются своим примитивным оформлением, отличаясь только половыми признаками.

Более поздние уже передают портретное сходство с покойным.

Почти у всех ранних «Тау-тау» одинаковое положение рук. Одной рукой, повернутой к небу, они приветствуют обитающие там божественные сущности, другой перпендикулярной к первой, благословляют жителей этого бренного мира.

Рассказывают, что в местности Санггала, где мне пока не случилось побывать, в качестве детских могилок, использовали стволы деревьев, где хоронили детей, умерших младенцами.

Подобный обряд был связан с верой местных жителей в то, что дерево олицетворяло собой обожествленную мать-природу, в лоно которой следовало их вернуть.

Эта верования имели все основания оказаться связанными с породами деревьев, которые там росли, поскольку при выдалбливании в них таких мест упокоения, из мякоти дерева вытекал сок белого цвета, который местное население считало его «молоком».

Такие шокирующие обряды наглядно свидетельствуют о смысле бытия, которого здесь придерживаются до сих пор, практикуя с древнейших времен.

И это несмотря на то, что на Сулавеси достаточно давно проникли в жизнь местного населения мусульманство и христианство. Поэтому, даже обращенные в христианство индонезийские горцы, бережно сохраняют и продолжают использовать многие языческие обряды.

Своих мертвецов тораджа хоронят по-разному, однако земле их не предают никогда. По представлениям жителей гор, Земля — одно из верховных божеств, дающих людям пищу — рис, хлеб, овощи. Поэтому телами умерших ее осквернять нельзя.

«Ну, прямо как у зороастрийцев…» - сказал бы удивленно специалист, занимающийся историей религий.

Несомненно и то, что эти верования связаны с культом плодородия, характерным для земледельческих народов.

Таким образом, получается, что только у тораджей и зороастрийцев запрещено осквернять телами усопших землю. При этом, зороастрийцы практикуют обряд погребения очищенных костей в специальных сооружениях, керамических урнах и сосудах.

А тораджи по прошествии ряда лет, когда ткани тела умершего истлевают, сдвигают к стенке или в угол их кости и черепа или складывают их под навесом, а на освободившееся место кладут следующих усопших родственников.

Хотя, в ряде случаев, некоторые элементы подобной практики отмечались и у бактрийских зороастрийцев …. Об этом упоминали еще античные письменные источники и подтверждают данные некоторых археологических раскопок.

Взрослых в Тораджа хоронят в помещениях, вырубленных в скалах или построенных рядом зданиях, выполняющих функцию фамильных (или семейных) склепов. При этом форма построек может быть произвольной, но крыша у всех должна повторять силуэты и пропорции «тонгконанов» — традиционных родовых домов тораджей. Подобные склепы называют «бануа тангмерамбу», то есть «дом без кухни».

В наши дни многодневные погребальные церемонии с закланием жертвенных быков и поминальные тризны (обеды) превращаются у тораджей в самые знаменательные и большие праздничные мероприятия, в которых участвуют не только родственники и жители родного селения….

Все эти церемонии происходят под навесами на циновках и во внутреннем дворе дома усопшего, по периметру которого располагаются постройки.

Нам удалось побывать на одной из подобных поминальных церемоний в одном из таких дворов, правда, в этот день не было жертвоприношений.

При этом разрешается присутствовать и фотографировать все эти церемонии зарубежным гостям, которые обязаны преподнести устроителям этого священнодействия определенные подарки или их денежный эквивалент.

В свободное от приготовлений к путешествию в лучший мир время горцы Южного Сулавеси занимаются земледелием, ткачеством, торговлей и, конечно же, личным подсобным хозяйством.

 

Идолы в Узбекистане и странах Среднеазиатского региона …

 

В древних государства, располагавшихся на землях Узбекистана и региона, изображения богов - идолы вырезались из дерева и инкрустировались драгоценными камнями. Они наделялись функциями охранителей от злых духов и закреплялись над дверью.

Хозяин дома ежегодно обновлял их, покупая очередное статуарное изображение на рынках при площадях близ храмов, в мастерских которых занимались изготовлением идолов.

Так в Согде, Хорезме и Уструшане до прихода арабов в кон. VII - нач. VIII вв. наряду с храмами огня существовали храмы богов-идолов.

Из письменных источников известно, что подобные идолы украшали храмы Бухары, Самарканда и долины реки Заравшан.

К наиболее ранним, из обнаруженных на территории Узбекистана находок подобного рода можно отнести деревянную статуэтку ( I II вв. н.э.) мужчины в серебряном окладе .

Она была обнаружена автором при раскопках Цитадели городища Кампыртепа (помещение 74). На голове этого персонажа конусовидная шапка, лицо с короткой бородой, куртка подвязана узким поясом, на ногах драпирующиеся шаровары.

Благодаря окладу из серебра, мы знаем о том, как первоначально выглядела и деревянная основа, которая высохла и деформировалась. Этот оклад повторял контуры деревянной скульптуры к которой он был прикреплен с помощью серебряных гвоздиков.

Примечательно, что его правая рука была согнута в локте, но ее предплечье не сохранилось…

 

Пройти по следам предков в Индонезии

 

Для жителей Узбекистана и других стран Центральной Азии посещение Индонезии позволит не только хорошо отдохнуть на ее райских островах, но и познакомиться с уникальными достопримечательностями.

Следует отметить также, что некоторые внимательные наблюдения позволяют обнаружить здесь множество элементов, подтверждающих отражение разных иноземных влияний в культуре и истории народов, населяющих острова Индонезии.

Судя по этим косвенным сведениям, а также письменным источникам предки народов Узбекистана – согдийцы, чачцы-шашцы и другие могли бывать здесь вместе с индийскими, китайскими и арабскими купцами, потомки которых живут здесь в изобилии, совершавшими путешествия по сухопутным и водным трассам Великого шелкового пути не только тысячу, но и полторы-две тысячи лет назад.

Приведем некоторые свидетельства из истории подобного многовекового сотрудничества:

Одним из них является то, что в Индонезии встречаются местные граждане по фамилии аль-Самарканди, предки которых были выходцами из этой торговой столицы Шелкового пути.

В нашей истории и традициях много общего в сфере духовности и культурном наследии.

Еще более древним свидетельством того, что эти земли могли выполнять, наряду с торговлей, роль ретрансляторов культур разных народов по морским торговым маршрутам Шелкового пути, являются, подтверждающие это факты из китайских письменных источников, которые приводит известный ученый, академик АН РУз Эдвард Ртвеладзе. В своей книге «Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2008» на с.253 он пишет : «Первым известным нам согдийцем-мореплавателем был, по-видимому, отец знаменитого Кан Сен-ху ( III в.н.э.) - первого проповедника буддизма в Юго-Восточном Китае. Предки его жили в Индии, куда они переселились из Согда, а затем отец Кан-Сен-ху перебрался в Изяочжи. т.е. Северный Вьетнам, где занимался торговлей . По всей вероятности, он добирался сюда проторенным, более легким мор­ским путем, шедшим по Индийскому океану вокруг Малайского полуострова в порты Юго-Восточного Китая».

 

Когда Индийский океан был морем Самарканда

 

Отмечу лишь то, что в любом случае эти упоминания являются хорошими документальными подтверждениями сохранившимся до наших дней средневековым письменным свидетельствам о посещении этих мест арабскими, самаркандскими, индийскими и китайскими мореплавателями и купцами, а также их многогранной дружбы и сотрудничества с местными, индонезийскими коллегами.

Свидетельством чего могут служить и замеченные и описанные нами факты, которые могут служить свидетельствами взаимообмена и взаимопроникновения культур разных народов, в том числе и населявших некоторые острова Индонезии и государства Самаркандского Согд и Чача в Узбекистане.

Ведь недаром, арабские географы писали в своих книгах около тысячи лет назад о том, что в то время Индийский океан назывался океаном Самарканда.

К примеру, Бузург ибн Шахрияр ( X в.) в своей знаменитой «Книге о чудесах Индии» писал об этом так: «капитан Исмайлуйя рассказывал мне, что рыбы этой породы встречаются в море Зинждей и в океане (море) Самарканда».

Такие интересные наблюдения были сделаны во время посещения Индонезии.

Следующие наши рассказы будут содержать немало других интересных сведений подобного характера.

 

Сергей Савчук-Курбанов

(Продолжение следует)

 

Из источника:

Др.Сергей Савчук-Курбанов. «ЧУДЕСА СВЕТА и раритеты Великого шелкового пути. Индонезия-Узбекистан: следы культурного влияния согдийцев за Экватором» Открытия и наблюдения ученого- путешественника. Материалы из лекции-презентации д ля мастер-класса по археологии «Workshop 2011» узбекских и японских археологов, прочитанной 16.09.2010, г.Ташкент, в Международном караван-сарае Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана.