история
современность

«Уд» – древний музыкальный инструмент

«Уд» – древний музыкальный инструмент

Ученые-мыслители средневековья Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сина, Котиби Хорезми, Абу Мансур ибн Зейла в своих трактатах о музыкальном искусстве разработали важнейшие вопросы теории. На основе древних источников, написанных на языке «пахлави», подробно изложили богатые древние традиции, основы и процессы развития музыки.

В письменных источниках эпохи Сасанидов (V–VII вв.) особое место уделено классификации музыкальных инструментов. В книге «Хосров Каватан» – «Хисрав Кават угли» приводятся сведения о таких струнных инструментах, как най, уд, индийский уд, чанг, танбур, винканор (разновидность конуна), андаруй (разновидность чанга), рубаб, гиджак и других струнных инструментах, а также чамбаре (разновидность дойры) и табле, дано подробное описание строения, использования каждого музыкального инструмента и их роль в музыкальной практике.

На городище Афрасиаб найдено исполненное на камне изображение музыканта с инструментом в руках, где видна большая дека с коротким грифом, музыкант пальцами левой руки прижимает струны.



Этот инструмент, созданный еще в VI в. до н. э., назывался «барбод», что означает «похожий на утку». Действительно, форма инструмента напоминает плавающую в воде утку. В VII в. «барбод» получил название «уд» – черное дерево, из которого он изготавливался. По другим сведениям, уд означает «ийд» – праздник, зрелище, радость. А другие источники термин «барбод» соотносят с именем легендарного основателя музыкальной культуры народов Средней Азии и Ирана, композитора и музыковеда Барбода Марви, творившего при дворе сасанидского правителя Хусрава Парвиза (591–628).

Уроженец туркменского города Мерв Барбод был чрезвычайно популярным в мире искусства, а его имя стало музыкальным символом. Сложено множество легенд о таланте Барбода. Некоторые из них дошли и до наших времен, например, повесть «Хофиз Барбод» из поэмы Фирдауси «Шахнамэ».

Инструмент уд использовался в Средней Азии приблизительно до XVII в. Впоследствии его сменили такие инструменты, как афганский рубаб, танбур и дутар.

В настоящее время уд используют кавказцы, арабы, иранцы, турки и другие народы, что было продемонстрировано на международном музыкальном фестивале «Шарк тароналари», который каждые два года проводится в Самарканде. В последние годы интерес к инструменту возродился и среди узбекского, таджикского, туркменского народов. Ныне исполнению на уде обучают во всех областных колледжах музыки и искусства нашей республики. Нежные, красивые звуки уда привлекают многих исполнителей и слушателей.


Автор: Шахбоз РАХИМОВ

Из журнала Moziydan Sado (Эхо истории), №1, 2013

Опубликовано с иллюстрациями на : http://www.kultura.uz/literatura/4102-uddrevniy.html