http://www.silkway.uz :: Узбекистан на Великом шелковом пути
история
современность

Узбекистан на Великом шелковом пути

Узбекистан на Великом шелковом пути

Провозгласив в 1991 году независимость, Республика Узбекистан вступила в эпоху возрождения своих духовных и интеллектуальных ценностей, коренных преобразований в экономической, политической и социальной сферах. В наши дни полным ходом ведется строительство правового, демократического, светского общества с открытой рыночной экономикой c сильной системой социальной защиты, ориентированных на полную либерализацию всех процессов в государстве.

Благодаря успехам, достигнутым на этом поприще, оригинальные методы экономико-политического реформирования нашей страны получили всемирную известность и признание как «узбекская модель развития».

 

Истоки и традиции толерантности

Крепким базисом для прогрессивных преобразований в стране, служат сформировавшиеся на основе многовековых традиций стабильности и толерантности - межэтническое и межконфессиональное согласие, дружеское сосуществование многонационального народа Узбекистана.

Гарантом тому служит история Узбекистана, факты из которой ярко свидетельствуют о том, что территория страны стала не случайно родиной древнейшей из мировых религий и философских систем зороастризма, но также и ретранслятором трех более поздних мировых вероучений - буддизма, христианства и ислама. Самое важным нам представляется то, что поклонники разных религий, представители разнообразной этнической принадлежности, имеют богатейший опыт добрососедского проживания в мире и дружбе - на протяжении тысячелетий, благодаря сложившейся на местной почве хорошей общенародной традиции культивирования практики компромисса и диалога.

В этой связи следует отметить, что основой для этого служил менталитет народа, сложившийся под воздействием многих факторов.

В том числе на его формирование повлияли различные религиозно-философские системы и, прежде всего, зороастризм – с его верховным божеством Ахурамаздой (буквальный перевод «Господь Мудрость» или «Бог Мудрости») и проповедями необходимости извечной вселенской борьбы «добра со злом» и «света с тьмой»; а также буддизм, нашедший здесь благодатную почву не только для распространения, но и ретрансляции на Восток (проповедниками и купцами из местных коренных народов - бактрийцами и согдийцами) - в Китай, Корею и Японию.

Причем, буддизм, с его проповедью постулатов: придерживаться «золотой середины» (своеобразного обозначения компромисса) и срединного восьмеричного пути спасения - на благодатной земле Трансоксианы (такое название получили земли античного Узбекистана в трудах историков), под воздействием зороастризма и других местных религий, претерпел значительные, положительные, более демократичные изменения.Они сыграли значительную роль в сложении на основе старого направления – «Хинаяны» («Узкого пути спасения» – для узкого круга посвященных) - нового течения в буддизме – «Махаяны» («Широкого пути спасения», предназначенного для всех желающих приобщиться к этой религии).

 

Нации, народности и конфессии

Сейчас в республике проживают представители более ста тридцати наций и народностей. Всем им предоставлена полная свобода совести, возможность поддержания и развития своих национальных культур, традиций, языков, обрядов, вероисповеданий. Ярким свидетельством тому служат, функционирующие в городах и поселках страны, культовые учреждения шестнадцати различных конфессий - мусульманские мечети, православные церкви, иудейские синагоги, католические костелы, храмы протестантов, буддистов, зороастрийцев, других верующих.

Много лет успешно осуществляли свою деятельность «Интернациональный культурный центр Республики Узбекистан» (www.icc.uz), объединяющий 138 национальных культурных центров (НКЦ) различных этнических диаспор, а также «Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами» ( www . djk . uz ) , координирующий деятельность соответствующих общественных организаций, поддерживая и развивая тем самым международные связи методами народной дипломатии, в том числе и с бывшими соотечественниками, живущими за рубежом.
В 2017 году их реорганизовали и объединили и - в области обеспечения межнационального согласия, осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики создан Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан. 
 

Международная интеграция

Узбекистан, являясь самым активным сторонником широкой интеграции с мировыми структурами, старается реализовать не только экономические задачи. Страна стремится, прежде всего, к сближению и взаимодействию в духовной сфере, в области науки, культуры, образования и информации.

 

Узбекистан – сердце Шелкового пути

Геостратегическое расположение территории Узбекистана - в «сердце» Центральной Азии, на перекрестке главных и кратчайших, исторически сложившихся транспортных коммуникаций Евразийского континента, наложило свой отпечаток на формирование уникальной культуры и менталитета, неподражаемого дружелюбия, доброты и традиционного гостеприимства узбекского народа.

Благодаря этим условиям в регионе возникла одна из древнейших цивилизаций мира. Здесь в древности проходили Лазуритовый и Великий индийский   (3-2 тыс.до н.э.), а в античные и средневековые времена - Великий шелковый (кон. II - I вв.до н.э-нач. XVI в.н.э.) пути.

 

История государственности

Государственность нашей страны, имеющая истоки в седой древности, насчитывает почти трехтысячелетнюю историю.

Государственные образования Большой Хорезм, Древняя Бактрия, Согдиана, Шаш, другие царства и ханства, располагавшиеся на землях легендарного Турана, средневекового Мовароуннахра и Туркестана, пережив эпохи своего расцвета, оставили свои послания потомкам в колоссальном культурном наследии. Это тысячи археологических и архитектурных памятников, а также сотни тысяч произведений народного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, хранящихся в многочисленных музеях и картинных галереях страны.

 

Города Шелкового пути

С древнейших времен известны всему миру города Самарканд, Шахрисабз и Карши, Термез, Бухара и Хива, Ташкент и Маргилан, возраст которых насчитывает от 20 до 27,5 веков.

Их дипломатические, торгово-экономические и культурные связи еще в седой древности простирались от Китая до Испании, от Европы и Африки до Индийского океана. Эти города славились не только величественными архитектурными ансамблями и сооружениями, но и священными реликвиями и местами, куда со всего света в былые времена стремились попасть выдающиеся мыслители и творцы, проповедники и паломники, пилигримы и купцы.

В наши дни они стали еще более привлекательными, превратившись в туристскую “Мекку”. Находящиеся в них бесценные памятники, в том числе и исламской культуры, внесены ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия» человечества.

Следует отметить значительный, еще во многом не разработанный потенциал Узбекистана в сфере международного, в том числе этнографического, экологического, археологического, культового (по святым местам) и экстремального (по горам, пустыням, степям) и прочих видов туризма. Их яркий след запечатлен в одном из древнейших письменных источников планеты – Авесте, 2700-летний юбилей которой недавно отметила мировая общественность, и в истории мировой культуры – в памятниках археологии, архитектуры, искусства и других реликвий.

 

Узбекистан колыбель человечества и цивилизаций

Эта благодатная земля свыше миллиона лет назад стала одной из колыбелей человечества (о чем свидетельствуют находки костей фергантропа из Сельунгура и галечных орудий труда первобытных людей из других стоянок), древнейших очагов зарождения государственности, протогородской (в эпоху бронзы - свыше 35 веков назад) и городской цивилизаций, затем, родиной древнейшей мировой религиозно-философской системы – зороастризма, и ретранслятором буддизма, христианства, манихейства, ислама и других вероисповеданий на Восток.

На протяжении многих веков эта земля дарила миру своих гениальных мыслителей, ученых, поэтов, художников, правителей – Мухаммада Аль-Хорезми, Ахмада Аль-Фергани, Аль Беруни, Ибн Сино, Аль Бухари, Джалолиддина Мангуберды, Амира Темура, Мирзо Улугбека, Захириддина Бобура, Алишера Навои, Камоледдина Бехзода и других. Посвященные их чествованию юбилейные мероприятия регулярно проводятся с участием мировой общественности в Узбекистане, где уделяется огромное внимание возрождению духовного и культурного наследия.

Наряду с этим под эгидой ЮНЕСКО праздновались юбилейные даты возникновения: Хорезмской Академии Маъмуна (1000 лет) и древнейших городов страны - Самарканда (2750 лет), Шахрисабза и Карши (2700 лет), Бухары, Хивы и Термеза (2500 лет), Ташкента (2200 лет) и Маргилана (2000 лет).

 Др.Сергей Савчук-Курбанов