история
современность

В Астане отпраздновали 16-й День Столицы/Ч.3/. Священные места

В Астане отпраздновали 16-й День Столицы/Ч.3/. Священные места

                        Мечеть Хазрет Султан,

которую нам посчастливилось посетить и, даже, позволили пофотографировать в ней, удивляет и пленяет не только своими масштабами и совершенством внешних объемов, форм и оформления интерьеров, но и безмятежным сном детей в ее прохладных, устланных коврами залах, в то время когда взрослые, посещали ее с целью общения с Всевышним или знакомства с этим святым местом…

Полагаю, что каждый может найти здесь то, к чему стремится постичь на духовном уровне... В соответствии… со своими запросами и устремлениями… с уровнем своего саморазвития и самосовершенствования…

При этом следует отметить, что соборная мечеть «Хазрет Султан» в Астане – не только крупнейшая в Центральной Азии. Весьма символично и то, что ее название, переводимое как «Святейший Султан», является одним из эпитетов суфийского шейха Ходжа Ахмеда Яссави, автора «Диван-и Хикмет» (жившего в XII в.). А ведь он был еще и поэтом и философом, известным не только на территории всего региона, чей всемирно известный мавзолей, построенный в XIV в. по приказу Амира Темура, находится в г.Туркестан…

Возможно еще и поэтому, СВЕТЛЫЙ (во всех смыслах) образ этого прекрасного сооружения и его посещение, оставляющие неизгладимые и прекрасные впечатления, невольно вызвали желание обратиться к творчеству этого величайшего святого и мистика Востока…

 Может быть не случайно и всеведущий Интернет в ответ на соответствующий запрос предложил мне почитать статью: «Скрытый смысл хикметов Святого Ходжа Ахмед Ясауи»(http://e-islam.kz/ru/contents/view/184 ), цитатами из которой я и решил поделиться с вами дорогие читатели:

Так, «В одной из известных молитв Пророка Мухаммада звучит: "Боже, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку…". Понимая Свет как проявление Всевышнего, мы видим, от Кого исходит веление слагать и петь песнопения». Они «… являются частью суфийского ритуала сама, ведущего к состоянию фана - саморастворению в движении к Богу». При этом, «Суфии считали, что достичь Бога невозможно одним лишь паломничеством в Мекку, так как там только Кааба с камнем, а истинная Кааба с присутствием Божественного духа есть сердце верующего».

Кстати, об этом же писал в одном из своих произведений другой суфийский поэт-мистик Джалолуддин Руми, о чем упоминал известный исследователь Идрис Шах в книге «Суфии» (Изд. М.:Локид-Пресс, 2001, на с.166) «…Я заглянул в свое сердце. Там я увидел его, а больше нигде его не было…»

 А «Хадис о страданиях гласит: "Более всего бедствий выпадает на головы пророков, потом на долю святых и так далее"». (http://e-islam.kz/ru/contents/view/184 ).

Как удивительно точно и емко все сформулировано в этих словах, особенно в отношении необходимости стремления к «СВЕТУ», читай - «ПОЗИТИВУ»-«ДОБРУ», в мыслях, душе, речах и делах…. И самое важное ОТКРОВЕНИЕ в том, что оно заключается не только и не столько во внешних проявлениях… и соблюдении ритуалов, а в постоянном очищении души… от всего «ТЕМНОГО»…- «ЗЛА»…

И как часто нам удается не только понять, но и осознать значение всего этого применительно к нашей повседневной жизни ? При этом, мы все прекрасно знаем ИСТИНУ о том, что «Подобное притягивает подобное…»….Но все ли в полной мере пользуемся этим «ТАЙНЫМ» ЗНАНИЕМ? Или скорее наоборот?... Особенно когда брюзжим и сетуем на жизнь и ее превратности…. Ничего позитивного при этом не сотворяя…

Вместе с тем, возвращаясь из мира грез и мистики, этики и эстетики … на грешную землю, обратим ваше внимание на то, что справочная инфо, размещенная в СМИ констатирует, что «Здание построено в классическом исламском стиле и украшено традиционными казахскими орнаментами». Добавим только, что преобладают здесь и архитектурные изыски с мавританской и ближневосточной, а также египетской стилистикой в оформлении арочных приемов и силуэте минаретов!

Наряду с этим, следует отметить, что в прекрасном оформлении интерьеров присутствуют изречения из Корана и благопожелания, чтение которых позволяет верующим и посетителям сосредоточиться на благих помыслах и умиротворенности, что немаловажно в нашей бренной жизни. Все это в определенной степени роднит эту мечеть с знаменитым храмом-мечетью Айя-София в Стамбуле, где мне также посчастливилось бывать.

Таким образом, созерцание всего этого великолепия и вся внутренняя атмосфера этого божественного храма вызывает не только чувство эстетического восторга, но и стремлению к всестороннему и многогранному очищению не только телесному, но и морально-психологическому.

При этом сама мечеть, способная вместить от 5 до 10 тысяч молящихся, размещена на участке в 11 га, а площадь ее сооружений составляет 17 700 кв. метров. Это уникальное по своим архитектурным достоинствам сооружение украшено грандиозным куполом высотой в 51 м. и диаметром в основании - 28,1 м, а также 8 малыми куполами, диаметром ‒ 10,45 и 7,6 м. и высотой ‒ 33,46 и 25, 25 м.

И это немаловажно, поскольку «Купол для мусульман был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола». К примеру, как при строительстве Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане, где «высота главного купола 44 метра, а диаметр 22 метра». Так что смысловая и символическая нагрузка здесь также очень даже учтена!

По углам здания мечети Хазрет Султан пристроены 4 минарета высотой по 77 м. Храм венчает 80-метровый шпиль с полумесяцем, ориентированным в сторону Мекки. Купол и перекрытия Центрального зала держатся на массивных белых колоннах, которые усиливают чувство монументальности этого строения. Его украшает также уникальная люстра, весом около 2 тонн, привезенная из Турции.

На первом этаже расположены зал бракосочетаний, столовая, комнаты омовения мужчин и женщин с гардеробными. 

На втором этаже находятся мужской молельный зал на четыре тысячи человек, большой вестибюль с гардеробной.

На третьем этаже: женский молельный зал на тысячу человек, кабинет имама и дополнительные кабинеты наиб-имамов. В здании предусмотрены залы для чтения Корана и занятий учебно-просветительских групп. 

Так что здесь есть над чем поразмышлять, как с точки зрения духовной, в том числе суфийской практики и морали, так и с точки зрения символики… чисел и т.п., в частности, числа «13», которое считается священным и счастливым у суфиев… и не только….

  Да и для меня, родившегося также 13 числа, что, вероятно, также не случайно…. в этой связи интересен тот факт, что когда три года назад мне впервые, также по аналогичному приглашению посчастливилось посетить Астану, отмечался ее 13-й День столицы! Вот ведь, каким символичным бывает иногда, казалось бы простое (или не простое?!), совпадение обстоятельств !



   28 Фото в Альбоме  смотрите, нажав активную ссылку: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10202279499534364.1073742006.1397232601&type=1&l=bee34d312e
 

Текст подготовил автор фоторепортажей Сергей Савчук-Курбанов


Ташкент-Астана-Ташкент


(Продолжение смотрите в Части 4)
 

Пользователь Kazakhstan Art & Architecture /  https://www.facebook.com/kz.art.architecture /  поделился моими статьей и альбомом: Мечеть Хазрет Султан в Астане, /+ФОТО
Опубликовано:  https://www.facebook.com/kz.art.architecture/posts/718941184857960?notif_t=story_reshare
 Кликнув на эти активные ссылки можно посмотреть  перепечатки моих материалов и фото.