история
современность
Статьи

График работы офисов Beeline в праздничные дни

 Beeline поздравляет жителей Узбекистана с праздником Навруз и сообщает о графике работы офисов продаж и обслуживания в праздничные дни.

подробнее

Партнеры

  


 

подробнее

Резьба по ганчу

Резьба по ганчу

Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. Ещё в начале XX в. В.В.Стасов отмечая своеобразие искусства резьбы по ганчу писал : “ Это - чистейшая сама Средняя Азия, которую не с чем другим сравнивать из всего известного на свете по части рисунка и художественных форм.”

Искусство резьбы по ганчу являлось объектом изучения самых различных исследователей. Обзорный больше информационный характер о виде, школах и мастерах носят опубликованные в разные годы издания В.К.Развадовского, А.А.Семёнова, А.К.Писарчик, А.С.Морозовой, Н.А.Аведовой, С.М.Махкамовой. Монографический характер носят исследования И.И.Ноткина о творчестве Ш.Мурадова, И.М.Прица о творчестве Т.Арслонкулова.

Через призму творчества выдающихся мастеров искусства резьбы по ганчу, авторам удалось раскрыть в целом своеобразие бухарской и ташкентской школ, особенности их технических приёмов и орнаментального декора. Своего рода обобщением художественного опыта резьбы по ганчу Узбекистана за период с 1930-х по 1960-ый год явился раздел о данном виде в коллективной монографии “Резьба и роспись по ганчу и дереву.” Первой попыткой искусствоведческого анализа явления в развитии и обобщения материала о развитии ганча в период с конца XIX в. по 70-е гг. XX в. является небольшая по своему объёму исследование З.Баситханова.

Сочетание художественно-фактологического материала с учебно-методическими указаниями характерно в изучении резьбы по ганчу Узбекистана в работах С.Булатова, охватившего период с середины XIX в. по 1980-е годы.

В XIX в. наступает этап высшего расцвета резьбы по ганчу Узбекистана, характеризующийся совершенствованием его методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ.В конце XIX - начале XX вв. на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана. Мастерами, активно работавшими в этот период, являлись бухарские мастера - Ш. Мурадов, М. Салихов, самаркандские мастера - Рашид и Кули Джалиловы, Ш. Гафуров, Ю. Азизов, Т. Имамов, М. Юнусов, ташкентские - У. Икрамов, Т. Арсланкулов, ферганские - Али Мусаев, Салиев, хивинские - Р. Машарипов, А. Балтаев и другие. Творчество резчиков по ганчу конца XIX - нач. XX вв. было связано с оформлением дворцовых сооружений, квартальных мечетей и в основном традиционных жилых зданий. Как отмечали исследователи, в резных настенных панно этого периода можно увидеть приемы, разработанные в памятниках монументальной архитектуры Самарканда и Бухары XV - XVII вв.

Но к началу XX в. сооружение монументальных зданий было ограничено, архитектурный декор применялся в основном в оформлении жилых домов, имеющих свои спецефические объёмно-планировочные и конструктивные масштабы. Мастера-резчики, имевшие опыт работы, в основном в жилых домах, оформляя дворцы, мечети, медресе конца XIX - нач. XX вв. вносили в них некоторую камерность и измельчённость масштабов. К концу XIX - нач. XX вв. в Бухаре, Самарканде, Ташкенте выработалась единая художественная система оформления интерьера комнаты, сущности которой составляло членение стен на нишу и простенок. В результате ниши расписывались, украшались резьбой, края сводов обрамлялись резными или литыми бордюрами. В Хиве, например, сложился иной принцип художественного оформления: стены оставались гладкими, только их торцовая часть украшалась резными ганчевыми палочками и нишами. Помимо пространства стен, резной ганч украшал также колонны, капители, базы, жгуты, кронштейны, полочки, представленные в большом количестве и в разнообразных видах в традиционных узбекских жилищах.

Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества. Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

В образцах резного ганча конца XIX - XX вв. преобладает выделение пышного орнаментального мотива на гладком фоне, которое нашло своё завершение в технике бухарских мастеров - ганчкоров. Они создали спецефический вид резьбы табака пардоз, который при небольшой глубине резьбы создаёт эффективную разработку орнаментальных мотивов на гладком фоне. Для всех видов резьбы разных школ характерно сохранение плоскости на уровне рельефа. Только в маргеланской школе резьбы по ганчу плоскость даётся на уровне фона, из которой рельеф выступает.

В резьбе по ганчу особое место занимает цветовая разработка. В зависимости от сорта ганча, соотношения различных примесей, изделия из ганча приобретали оттенки от светло-серого до слегка желтоватого. В конце XIX - нач. XX вв. широко применялась и техника цветного ганча - карма или гаспак, в которой художественный эффект достигался чёткими рисунками из цветной штукатурки. В этой технике различают несколько приёмов. Приём резьбы с рельефом заключался в том, что поверхность стен, ниши, сводов покрывали штукатуркой из ганча, к которому примешивали чёрную, серо-серебристую или рыже-красную краску. Поверх этого слоя накладывалась штукатурка из чистого белого ганча, на которую наносился рисунок. Затем рисунок прорезался, белый слой фона удалялся и появлялся нижний цветной фон.

Резьба по гладкой двуцветной или многоцветной штукатурке заключалась в том, что после прорезки контуров углубления фона заполнялись подкрашенным ганчем до общей поверхности штукатурки.

В орнаментальном строе искусства резьбы по ганчу преобладали растительные и геометрические мотивы.

В период 1920-1980 года основными центрами резьбы по ганчу остаются Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана, Андижан, Наманган, Хива, Маргилан, Коканд и др. Это время высокого подъёма творчества мастеров старшего поколения Ш.Мурадова, М.Салихова, Р. и К.Джалиловых, А.Умарова, Ш.Гафурова, М.Юнусова, У.Икрамова, Т.Арсланкулова, А.Мусаева, Салиева, Р.Машарипова, А.Балтаева. Их ряды пополнились новыми именами, их учениками - И. и Г. Нигматовыми, И.Шермухамедовым, А.Кулиевым, А.Абдумаджидовым, М.Усмановым, Х. и Ф.Касымовыми, И.Зиянуддиновым, А.Ибадовым и др.

Основными объектами резьбы по ганчу, демонстрирующими эволюцию этого вида искусства в данный период, являлись декоративное оформление павильонов Узбекистана на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке 1939 г. в Москве, ряда административных зданий в Узбекистане, а также государственной библиотеки им. Навои, театра им. Мукими, гостиницы “Ташкент”, ресторана “Бахор” в Ташкенте и других объектов. Причём, в художественном оформлении того или иного объекта, активное участие принимали мастера из различных художественных центров. Наглядным примером такого содружества, демонстрирующего состояние школ искусства резьбы по ганчу в является художественное оформление театра имени Навои, в котором каждый из залов оформлён в художественном стиле локальной школы. В то же время оформление залов должно составлять единое целое с архитектурно-художественным стилем самого театра. Хивинский и Термезский залы были оформлены в традиционно, Бухарский, Ташкентский, Ферганский и Самаркандский залы украшались в современном стиле. В Хивинском зале традиционные сталактитовые системы, карнизы и декоративные своды были заменены деревянными консолями, балочками и брусками, оформленные резным ганчем. В орнаментальных мотивах, разработанных А.Балтаевым, нашли своё воплощение богатейшие традиции хивинской школы. Гирихи, выполненные хивинскими мастерами, отличались сочетанием геометрических фигур и розеток со спиралевидными побегами. В хивинском зале центрами композиции является большое панно, построенное по системе мадохиль, и фигурные медальоны турундж на потолках. В оформлении зала хивинские мастера использовали доведённую до совершенства технику гукки пардоз, позволяющей осуществить глубокую, чёткую резьбу сложных мелких орнаментов.

В термезском зале отчасти использовались мотивы и приёмы резьбы термезского загородного дворца XII в. Уста Ширином Мурадовым были выполнены композиции, в которых использовались средневековая термезская манера резьбы “с кружочками”, отличающими центры, повороты, загибы листьев и т.д.

В Самаркандском зале, резьба по ганчу, выполненная бригадой Кули Джалилова составляет единство со строгостью архитектурных форм и орнаментов. Великолепно разработаны сталактитовые куколки, формы плафонов потолка. Характер распределения орнаментальных мотивов таков, что плафоны потолка покрывают гирихи с резными звёздами, а большое панно на стенах заполняют растительные мотивы.

Ферганский зал, отражающий искусство мастеров Маргелана, Коканда, Андижана и Намангана, был оформлен орнаментальными композициями М.Наркузиева и Марасулева. Он поражает необычайной плостичностью, разнообразием орнаментальных мотивов.

Бухарский зал - единственный, в котором все чертежи, рисунки, макеты, модели и сама резьба выполнены рукой одного мастера Ш. Мурадова. Стиль бухарской школы отличается гармоничностью и художественной выразительностью. Растительно-цветочные мотивы, заполняющие большие панно, полосы, бордюры и сталактиты заключены в геометрические рамки. Орнаментальные композиции расположены и на поверхности зеркал. Выразительные гирихи украшают два больших панно- - в виде сложного геометрического орнамента, покрывающего плоскость лёгкой сеткой и состоящего из широких лент с фигурными звёздами и шестиугольниками.

Художественная резьба в ташкентском зале была выполнена Т.Арсланкуловым. Здесь была применена новая техника резьбы, суть которой заключалась в использовании вместо выборки фона резьбы, создающей рельефный рисунок на гладком фоне, что стилистически отличает новый вид резьбы от старых пардозов.

Мастера резьбы по ганчу,в оформлении театра оперы балета им. Навои показали богатство и органичность художественных традиций используемых в творческой практике XX в..

В 1990-е года резьба по ганчу остаётся одним из ведущих видов народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Более того, её роль в оформлении архитектурных сооружений возрастает. Основными центрами резьбы по ганчу остаются Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд.

Современными мастерами резьбы по ганчу, снискавшими известность своими работами и продолжающими художественные традиции различных школ являются М. Усманов, З. Юсупов, У. Тахиров, М. Каримов, Х. Абдуллаев, А. Султанов, М. Усманов, А. Пулатов, М. Рахматов, Х. Мурадов, М. Султанов, Ф. Хамдаев, А. Самадов, Р. Ибадов, Ю. Одилов, Б. Якубов, О. Бабаджанов, О. Якубов и многие другие.