история
современность

Великий шелковый путь... в небе

Великий шелковый путь... в небе

Воздушная гавань Навои превращается в крупный международный транспортный узел между Востоком и Западом.

Выступая на очередном десятом заседании Совета глав государств ШОС в расширенном составе, Президент Ислам Каримов обратил внимание на важность развития транспортных коммуникаций и центров логистики как на обязательном составляющем звене региональных и мировых процессов интеграции и кооперации, занятости и повышения доходов населения, устойчивого социально-экономического развития региона.

Один из крупнейших в Центральной Азии центров логистики создается в аэропорту города Навои.

Если взглянуть на географическую карту, то можно заметить, что одна из наиболее выгодных точек пересечения транспортных маршрутов: как с востока на запад, так и с севера на юг — город Навои.
Он находится всего в шести часах лета от крупнейших городов многих стран Европы и Азии.
В настоящее время развивающиеся рынки Индии и стран Юго-Восточной Азии имеют огромный потенциал. Поэтому в обоих направлениях имеется значительный грузопоток, осуществляемый, в том числе и воздушным транспортом. И для многих стран совершать грузовые авиарейсы стратегически выгодно именно через Узбекистан.
Ранее практически все грузы между Европой и Азией перевозились через Ташкентский аэропорт.
Сегодня с созданием интермодального логистического центра «Навои» — крупного регионального перевалочного пункта, который объединяет услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта, можно с уверенностью сказать, что основная часть грузовых перевозок по экспорту или импорту, а также трансферу будет выполняться именно через Навоийский аэропорт.

Учитывая особенности перелета между Европой и Азией, этот аэропорт имеет более выгодные условия для создания международного транспортного узла по сравнению с другими городами Центральной Азии.

Во-первых, Навои отличается гораздо большим потенциалом для организации кратчайших авиационных маршрутов в различных направлениях. Во-вторых, данный регион является крупным промышленным центром, где, к примеру, расположен такой крупный индустриальный гигант, как Навоийский горно-металлургический комбинат.

А когда на полную мощь заработают предприятия СИЭЗ «Навои», город сам по себе будет в состоянии сгенерировать мощный грузопоток. В-третьих, здесь очень хорошие метеоусловия для полетов авиации. Есть и другие преимущества. Но самое главное заключается, пожалуй, в том, что в Узбекистане развитию транспортной инфраструктуры, включая аэропорты, в том числе и Навоийский, уделяется особое внимание и всесторонняя поддержка со стороны государства.

Важнейший этап в модернизации воздушной гавани Навои начался с июня 2006 года, когда руководством страны было принято решение о строительстве на базе аэропорта Навои стратегических объектов.

В рамках первого и второго этапов проекта «Реконструкция и модернизация аэропорта г. Навои» завершено строительство таких объектов, как четырехкилометровая взлетно-посадочная полоса, комплекс управления воздушным движением, стоянка на два воздушных судна Боинг-747, дополнительное освещение перрона, служба спецтранспорта, пожарное депо, гостиница на 60 мест.

Сейчас все объекты успешно эксплуатируются.

В настоящий момент завершается третий этап модернизации и к вводу в строй готовится грузовой терминал, где ежесуточно смогут обрабатывать 300 тонн самых разнообразных грузов, для качественного хранения которых предусмотрены холодильная и морозильная камеры, камера обогрева, зона хранения опасных грузов и т. д.

В административном корпусе разместятся все необходимые службы: посты таможенного и санитарного контроля, декларанты, агенты по грузовым перевозкам и другие.

Завершается строительство стоянок для большегрузных воздушных судов типа Боинг-747, склада на четыре емкости по 1 000 кубометров со сливной железнодорожной эстакадой и двумя десятками подобъектов: административно-бытовой корпус с лабораторным корпусом, здания насосных, трансформаторная подстанция, навес стоянки топливозаправщиков и так далее.
Вводимый топливозаправочный комплекс позволит хранить объем топлива, достаточный для заправки 27 ВС Боинг-747.

В создании интермодального логистического центра в Навои самое активное участие принимает авиакомпания «Korean Air». В ноябре 2007 года в Ташкенте состоялись переговоры между руководством этой авиакомпании, занимающей лидирующие позиции на мировом рынке авиационных грузовых перевозок, и правительством Республики Узбекистан при участии НАК «Узбекистон хаво йуллари», на которых были обсуждены вопросы сотрудничества в области развития воздушной гавани в городе Навои.

После изучения коммерческой привлекательности проекта в мае 2008 года между авиакомпаниями был подписан Меморандум о взаимопонимании по договору о консалтинге, а уже 27 августа был выполнен первый грузовой рейс Боинг-747 корейской авиакомпании из Инчеона в Милан через аэропорт Навои.
А с 1 января 2009 года согласно постановлению Президента «О мерах по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики» аэропорт был передан под управление авиакомпании «Korean Air» сроком на пять лет с правом продления соглашения на последующее пять лет.
Опыт корейской авиакомпании, являющейся крупнейшим в мире грузовым авиаперевозчиком, безусловно, будет полезен при организации деятельности логистического центра в аэропорту Навои.

Сегодня аэропорт работает в круглосуточном режиме, соединен грузовыми рейсами с восьмью городами в семи странах мира и способен обслуживать десять большегрузных Боингов-747 в сутки.
Создаваемая сегодня единая глобальная сеть грузоперевозок НАК «Узбекистон хаво йуллари» и авиакомпании «Korean Air» позволит оптимизировать и увеличить объем грузоперевозок в направлениях Север — Юг и Восток — Запад.
В настоящий момент трансконтинентальная часть глобальной сети представлена десятью рейсами «Korean Air» на Боингах-747 в неделю по маршрутам Инчеон — Навои — Милан и Инчеон — Навои — Брюссель. Региональная сеть — это девять парных рейсов НАК на грузовых А-300 в неделю.
Три парных рейса выполняются по маршруту Навои — Франкфурт — Навои, и по два парных рейса связывают Навои с Дели, Мумбаем и Бангкоком. 2 мая стартовала чартерная программа перевозки грузов по маршруту Дакка — Навои — Франкфурт и обратно с частотой один рейс в неделю на А-300 с возможным увеличением частоты до двух рейсов в неделю.
В ближайшей перспективе — открытие рейсов из Навои в Стамбул, Москву и Тель-Авив.

С 27 мая 2009 года, когда стартовал проект по перекрестной перевозке грузов НАК и «Korean Air», по 15 мая нынешнего года через аэропорт Навои перевезено 39 тысяч тонн грузов, 16 тысяч тонн из которых — на А-300 НАК «Узбекистон хаво йуллари».

Доходы аэропорта в прошлом году составили 26 миллиардов сумов, почти втрое больше соответствующего показателя 2008 года.
И это было достигнуто несмотря на мировой финансово-экономический кризис, не случись который, грузопоток наверняка был бы выше.
Поэтому есть уверенность, что с завершением третьего этапа реконструкции и модернизации аэропорта Навои, расширением производства экспортоориентированной продукции в СИЭЗ «Навои», а также посткризисным восстановлением и развитием экономик многих стран количество грузов через аэропорт Навои значительно увеличится, и воздушная гавань станет одним из крупнейших региональных транспортных узлов.


30.06.2010
Источники: "Народное слово", www.jahonnews.uz/rus/rubriki/ekonomika/velikiy_shelkoviy_put_v_nebe.mgr