история
современность

Новые направления развития железной дороги

Новые направления развития железной дороги

Объемы перевозок увеличиваются, качество услуг повышается

К 2013 году, согласно прогнозам экспертов, объемы перевезенных пассажиров и грузов железнодорожным транспортом Узбекистана значительно увеличатся. В этой связи перед железнодорожниками стоит ряд важных задач, решение которых позволит не только обеспечить услугами всех желающих, но и повысить их качество. Важную роль на пути к этому играет последовательная реализация Комплексной программы развития и модернизации железнодорожной отрасли на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан.

О перспективах

Основной объем мероприятий, намеченных программой, реализуется многотысячным коллективом Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари». Она осуществляет эксплуататацию и развитие отечественных железных дорог, которые являются одним из самых востребованных видов транспорта, постоянно наращивающего объемы перевозок. Только за последние пять лет объем перевозок вырос на 45%, а пассажирооборот, грузооборот и транзитные перевозки увеличились на 24, 38 и 52%.

В соответствии с Комплексной программой развития и модернизации железнодорожной отрасли осуществляются мероприятия общей стоимостью в $1,7 млрд., направленные на дальнейшую модернизацию и строительство новых железнодорожных путей, их электрификацию, внедрение передовых технологий обеспечения безопасности движения, обновление подвижного состава и увеличение скорости перевозок. В частности, на 2011 год в республике запланирован пуск первого в Центральной Азии высокоскоростного поезда, который сможет развивать скорость до 250 км/ч . В конечном счете, по оценкам экспертов, все это должно привести к значительному снижению себестоимости осуществляемых перевозок.

На предприятиях «Узбекистон темир йуллари» идет техническая модернизация подразделений, особенно тех, что занимаются обслуживанием и ремонтом путей и подвижного состава. Так, в этом году, согласно плану повышения технического уровня компании, локомотивное депо было оснащено современными системами проверки работоспособности различных агрегатов. В частности, установлены комплексы автоматизированных реостатных испытаний «Кипарис», стенды по обработке топливных насосов высокого давления дизелей и другое оборудование.

Кроме того, «Узбекистон темир йуллари» наращивает производственные мощности, которые позволяют выпускать запасные части, оборудование, технику и прочие товары, необходимые для железных дорог в Узбекистане. Вот, к примеру, деятельность Ташкентского завода по строительству и ремонту пассажирских вагонов, а также такого предприятия, как «Узтемирйулмаштаъмир» и его дочерних предприятий: Андижанского механического завода и литейно-механического завода. На этих предприятиях, работающих в соответствии со стандартами менеджмента качества серии ISO 9001:2000, налажены не только ремонт тепловозов, электровозов и вагонов, производство различных запасных частей для подвижного состава и железнодорожных путей, но и строительство новых вагонов, практически всех наиболее востребованных в стране модификаций. Каждое из этих предприятий в своем составе имеет конструкторско-технологические бюро, ученые которых решают все нестандартные задачи, связанные с разработкой проектов по ремонту и производству железнодорожной техники.

О путевом хозяйстве

Развернутая протяженность железнодорожных путей Узбекистана составляет более 6020 километров . За годы независимости было сдано в эксплуатацию около 640 километра железных дорог, в том числе линии Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус и Ташгузар – Байсун – Кумкурган. Наряду со строительством новых линий большое внимание уделяется ремонту и модернизации, а также электрификации имеющихся железных дорог. Буквально на днях к электрифицированным за последние годы путям с сообщением Ташкент – Самарканд и Ташкент – Ходжикент прибавилось направление Тукимачи – Ангрен.

Эксперты отмечают, что после строительства железнодорожной ветки Ташгузар – Байсун – Кумкурган узбекским железнодорожникам под силу построить дорогу в любой местности, поскольку сданная в августе 2007 года линия проходит по горной местности и пересекает горный хребет высотой 1800 метров , располагающийся на границе Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. Для прокладки этой линии были построены 37 мостов, галерея и тоннель. К тому же многие технологии, использованные при прокладке этой железнодорожной ветки, были применены в Узбекистане впервые, в частности по строительству мостов с длинными пролетами. И самое главное – весь объем работ был выполнен силами отечественных предприятий.

В настоящее время в республике ведется строительство двух новых участков электрифицированной железной дороги с общей протяженностью 150,5 километра: двухпутной с сообщением Янгиер – Джизак и однопутной Янгиер – Фархад. Новые дороги необходимы для увеличения провозной способности и ускорения оборота грузовых вагонов на 1,6%. Вместе с этим путь Янгиер – Джизак будет задействован и в организации пассажироперевозок на скорости до 250 км/ч между Ташкентом и Самаркандом.

Наряду с участками пути Янгиер – Джизак и Янгиер – Фархад в ближайшие пять лет будет электрифицирован и уже функционирующий участок железной дороги Мароканд – Карши – Ташгузар – Бойсун – Кумкурган – Термез. В результате сообщение между Ташкентом и самым южным городом Узбекистана – Термезом станет возможно исключительно на электрической тяге, которая является наиболее экономически выгодной и безопасной с точки зрения охраны окружающей среды.

Вместе с этим продолжится и обеспечение железной дороги современными системами обеспечения связи и безопасности. В частности, до 2013 года обеспеченность железных дорог волоконно-оптическими линиями связи будет увеличена в 2,9 раза, что будет способствовать дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий.

О локомотивах и электропоездах

В качестве тяговой силы на железных дорогах Узбекистана применяются тепловозы и электровозы. За последние пять лет капитальный ремонт с продлением срока службы прошли более 370 секций локомотивов, в рамках Комплексной программы развития и модернизации железнодорожной отрасли предстоит провести капитальный ремонт еще порядка 42% локомотивов. Все работы, связанные с капитально-восстановительным ремонтом, осуществляются унитарным предприятием «Узтемирйулмаштаъмир». Вместе с этим идет работа по обновлению и пополнению парка локомотивами нового поколения.

На 2009-2013 годы запланировано дополнительное приобретение 13 пассажирских локомотивов – тепловозов. Несколько лет назад компания уже купила четыре новых пассажирских тепловоза марки ТЭП70БС производства Коломенского тепловозостроительного завода. На сегодняшний день эти локомотивы успешно эксплуатируются при осуществлении пассажирских перевозок от Самарканда до Термеза, Ургенча и Нукуса.

Продолжается и обновление парка электровозов. В этом направлении Государственная железнодорожная компания активно сотрудничает с Чжучжоуским электровозостроительным заводом. На выбор партнера повлияли результаты, полученные от эксплуатации 12 грузопассажирских электровозов этого завода, приобретенных в 2004 году. Они позволили значительно повысить скорость перевозки пассажиров и грузов, снизить затраты. В республике ожидается поставка еще 15 электровозов этого производителя, но предназначенных исключительно для пассажирских перевозок. Кстати, Чжучжоуский электровозостроительный завод выразил намерения осуществить поставку локомотивов раньше сроков, предусмотренных договорными обязательствами, и уже начал поставку в Узбекистан новых машин. В частности, первые два локомотива этой партии уже эксплуатируются на отечественных железных дорогах, остальные прибудут до конца года. Отличительной особенностью новых машин от ранее эксплуатируемых в Узбекистане является то, что они могут развивать скорость до 160 км/ч .

Ожидаются новшества и в организации перевозок на электропоездах. Во-первых, будет увеличено расстояние маршрута, на котором работают поезда такого класса. И, во-вторых, будет значительно увеличена скорость движения электропоезда – до 250 км/ч . Все это станет возможным на будущий, 2011 год, когда между Ташкентом и Самаркандом начнут курсировать два электропоезда, строительство которых по заказу «Узбекистон темир йуллари» ведется в Испании на заводе компании «Тальго».

О вагонах

Большая работа ведется и по модернизации парка вагонов. В частности, в ближайшие годы на заводах «Узбекистон темир йуллари» планируется произвести капитально-восстановительный ремонт и продлить срок службы около 30% пассажирских и грузовых вагонов. Вместе с этим постепенно будет производиться и замена устаревших вагонов на новые. К этому заводы компании подготовились основательно. На сегодняшний день они освоили производство практически всех видов вагонов, востребованных в республике. По словам специалистов компании, при закупке вагонов предпочтение будет отдаваться продукции отечественного производителя.

Коллектив Ташкентского завода по строительству и ремонту пассажирских вагонов предлагает вниманию заказчика три типа вагонов – с сидячими местами, с четырехместными и двухместными спальными купе. Все вагоны имеют улучшенную планировку повышенной комфортности. В числе эксплуатируемых железной дорогой вагонов, построенных заводом, – состав второго поезда «Регистан», который начал свое движение в начале лета текущего года. Перспективной моделью является вагон, в котором купе, рассчитаные на одного-двух человек, имеют индивидуальный санузел и душ. Правда, такой вагон, больше напоминающий гостиницу, пока эксплуатируется в единственном экземпляре. Специалисты «Узтемирйуловчи» объясняют это тем, что в настоящее время проводится изучение спроса на билеты для путешествия в вагонах такого класса, и отмечают, что, скорее всего, уже в ближайшее время количество таких вагонов, эксплуатируемых железными дорогами, будет увеличено.

Строительство грузовых вагонов освоил и сам «Узтемирйулмаштаъмир», а также его другие дочерние предприятия. Так, на Андижанском механическом заводе запущено строительство цистерн для перевозки нефтепродуктов. На литейно-механическом заводе, расположенном в Ташкенте, налажено производство крытых вагонов и полувагонов. В настоящее время на заводе ведется модернизация, по завершении которой будет налажен выпуск высокотоннажных контейнеров, предназначенных для осуществления перевозок грузов на дальние расстояния. А сам «Узтемирйулмаштаъмир» освоил производство модернизированных вагонов-цементовозов. Выпустив 750 таких вагонов, он полностью обеспечил имеющуюся на сегодняшний день потребность республики в них.

Словом, Комплексная программа развития и модернизации железнодорожной отрасли на 2009-2013 годы – это дальнейший путь модернизации и развития железных дорог в Узбекистане. Предусмотренные ею мероприятия стали действенным механизмом внедрения в отрасль современных высоких технологий, которые обеспечивают повышение качества и скорости осуществляемых перевозок и снижение их себестоимости.

 

Безопасность, качество, скорость

Хуснитдин Хасилов,

начальник управления стратегического развития ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»:

Железные дороги в Узбекистане являются одним из наиболее безопасных видов транспорта. Таким их делает слаженная работа всех подразделений и предприятий ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», специалисты которых не только обеспечивают высокое качество оказываемых услуг, но и постоянно совершенствуют его. К примеру, возьмем пассажирские перевозки. Наши постоянные пассажиры в последние годы стали свидетелями не только совершенствующегося качества обслуживания в поездах, но и на вокзалах. На сегодняшний день все они прошли капитальный ремонт, и в них созданы комфортные условия для ожидающих. Это не только прохладные залы с удобными креслами, но и пункты общественного питания, индивидуальые комнаты отдыха и высокий уровень обслуживания. Что касается непосредственно путешествия по железным дорогам, то здесь повышения качества и скорости мы достигаем за счет модернизации и электрификации путей, а также обновления подвижного состава. За десять лет нами были запущены высокоскоростные и высококомфортабельные поезда «Регистан», «Насаф», «Шарк», сообщающие Ташкент с Самаркандом, Карши и Бухарой. На сегодняшний день продолжается проработка вопросов, связанных с организацией движения поездов аналогичной комфортности до самых отдаленных от столицы городов – Термеза, Ургенча и Нукуса. Дальнейшее обеспечение и повышение безопасности, качества и скорости перевозок, пожалуй, так коротко можно охарактеризовать перспективное направление развития железнодорожного транспорта в Узбекистане.

 

Главное – дороги

Азимбай Курбанов,

начальник управления путевого хозяйства ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»:

– На сегодняшний день развернутая протяженность железных дорог Узбекистана составляет более 6020 километров , из года в год вводятся в строй новые. За годы независимости были сданы в эксплуатацию такие участки пути, как Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус, Ташгузар – Байсун – Кумкурган, а также шесть разъездов на участке Навои – Учкудук-2 и станции Каскатау, подъездные пути к нефтебазе со станции Ялангач, к аэропорту Навои, свободной индустриально-экономической зоне «Навои», Центру логистики в Ангрене и автомобилестроительному заводу в Асаке. В настоящее время ведется строительство новых путей, соединяющих станции «Янгиер – Джизак» и «Янгиер – Фархад». Большое внимание уделяется модернизации эксплуатируемых путей. Ежегодно наши специалисты производят капитальный ремонт с заменой полотна около 280 километров путей. В последние годы мы стали больше использовать конструкции для путей местного производства. Это результат того, что отечественные предприятия наладили выпуск более 20 наименований элементов верхнего пути. Отмечу, что в целом за последние годы качество полотна значительно улучшилось, что способствовало увеличению скорости перевозки пассажиров и грузов.

 

С привлечением иностранных инвестиций

Дильдор Назарова,

заместитель начальника управления мониторинга строительства и инвестиционных программ ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»:

- Для эффективного развития железной дороги на сегодняшний день наряду с собственными средствами «Узбекистон темир йуллари» активно привлекаются иностранные инвестиции. Приведу несколько примеров. В 2004 году за счет кредитной линии иностранных партнеров были приобретены 12 современных электровозов производства Чжучжоуского электровозостроительного завода. А строительство участка пути Ташгузар – Байсун - Кумкурган, сданного в эксплуатацию в 2007 году, осуществлялось с использованием средств, полученных по кредиту Японского банка по международному сотрудничеству. А недавно завершенная электрификация участка пути Тукимачи – Ангрен проводилась с использованием средств, полученных по кредитам Немецкого банка развития КфВ и Кувейтского фонда арабского экономического развития. Примечательно, что иностранные инвестиции используются не только для модернизации железнодорожных путей и обновления подвижного состава, но и создания собственных предприятий по строительству и ремонту подвижного состава. Так, с привлечением кредита правительства Японии в 2001 году был построен Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов. А в настоящее время с использованием средств Фонда развития и реконструкции Республики Узбекистан и иностранных инвесторов идет модернизация литейно-механического завода.

 

Гостиничный номер на колесах

Шахобиддин Мирзаахмедов,

директор ОАО «Узтемирйулйуловчи»:

– Мы стремимся к тому, чтобы путешествие по железной дороге было приятным и комфортным. И нам это удается, судя по откликам наших пассажиров и по тому, что только в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого пассажиропоток на внутриреспубликанских маршрутах увеличился более чем на четверть. Главными составляющими этого успеха являются сокращение времени в пути за счет увеличения скорости движения поездов и повышение комфортабельности вагонов. В частности, за последние десять лет мы запустили скоростное сообщение с Самаркандом, Карши и Бухарой на скорости до 120 км/ч . Ведутся работы, в результате которых к сентябрю 2011 года будет запущен первый в Центральной Азии скоростной электропоезд «Тальго», который будет курсировать между Ташкентом и Самаркандом. Планируется, что на отдельных участках пути он будет развивать скорость до 250 км/ч. В планах – значительное повышение качества обслуживания и за счет увеличения количества эксплуатации вагонов нового для республики класса, производство которых наладил Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов. Купе такого вагона больше напоминает гостиничный номер, где предусмотрены все условия для комфортного проживания с завтраком. Первый такой вагон уже курсирует в составе поездов с сообщением Ташкент – Бухара, Ташкент – Ургенч.

 

Вагоны отечественного производства

Фаррух Дадаходжаев,

председатель правления ОАО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов»:

– Завод вступил в строй в 2001 году. С тех пор в истории развития железной дороги Узбекистана начался новый этап, на котором осваивается и развивается строительство пассажирских вагонов. Производственный процесс на нашем заводе совмещает как научную, так и практическую составляющую. В конструкторско-технологическом бюро завода разрабатываются все необходимые для строительства и ремонта проекты. Начинали мы в основном с капитально-восстановительного ремонта и реконструкции пассажирских вагонов с продлением их срока службы на 15 лет. В частности, вагоны для поездов повышенной комфортности «Шарк» и «Насаф» с сидячими местами мы создали на базе плацкартных вагонов и вагонов с четырехместными купе. Вот уже как два года мы наращиваем объемы производства новых вагонов. В частности, в прошлом году по заказу «Узтемирйулйуловчи» нами было произведено семь вагонов, и в этом году имеется заказ еще на десять, пять из которых мы уже передали в эксплуатацию. На сегодняшний день мы производим три типа вагонов – это сидячие вагоны, купейные четырехместные и двухместные – спальные. В частности, вагоны второго поезда «Регистан», который был запущен в эксплуатацию в этом году, были полностью построены на нашем заводе. Кроме того, освоили производство вагонов повышенной комфортности, в которых одноместные и двухместные купе оборудованы индивидуальным санузлом и душем.

 

Вагоны для растущих объемов перевозки

Эргаш Ахмедов,

директор дочернего предприятия «Литейно-механический завод»:

– Коллектив нашего завода специализируется на строительстве крытых вагонов и полувагонов, капитальном ремонте, восстановлении с продлением срока службы грузовых вагонов, изготовлении комплектующих и запасных частей для подвижного состава и верхнего строения пути. На нашем заводе имеется современное оборудование не только для строительства вагонов, но и для проверки их на качество, в частности, функционирует стенд для испытания на растяжение и сжатие, который разработан конструкторами завода. На сегодняшний день реализуется проект по развитию нашего предприятия. Общий размер инвестиций составляет свыше $120 млн., из которых около $70 млн. направляется на закупку нового оборудования. Реализация проекта уже к 2013 году позволит начать производство литейной продукции из стали, чугуна и цветного металла. Кроме того, планируем увеличить объемы строительства и ремонта грузовых вагонов и наладить производство крупнотоннажных контейнеров.

 

… И капитальный ремонт, и модернизация

Кадырхан Халиков,

главный инженер унитарного предприятия «Узтемирйулмаштаъмир»:

– Наше предприятие – одно из старейших не только в системе железных дорог, но и в республике. За последние годы заводом произведен капитальный ремонт с продлением срока службы секций 25 электровозов, 27 магистральных тепловозов, 15 маневровых тепловозов и около 3000 грузовых вагонов, а также большого количества узлов и запасных частей для подвижного состава и нужд путевого хозяйства. В составе предприятия функционирует конструкторско-техническое бюро по разработке и проектированию строительства грузовых вагонов и нестандартного оборудования. Среди крупных проектов, реализованных бюро, – это модернизация платформ под вагон-цементовоз. За два года нами выпущено 750 модернизированных цементовозов, что позволило полностью обеспечить потребности республики в перевозках цемента. Большой вклад в развитие производства востребованных на железной дороге товаров играют и наши дочерние предприятия – Андижанский механический завод, литейно-механический завод и Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов. Все мы работаем в соответствии с системой менеджмента качества стандарта ISO 9001:2000.

 

Будущее за контейнерными перевозками

Даврон Дехканов,

председатель правления ОАО «Узтемирйулконтейнер»:

– ОАО «Узтемирйулконтейнер», является оператором контейнерного парка Узбекских железных дорог, оказывает полный комплекс услуг, связанных с организацией контейнерных перевозок по территории Республики Узбекистан. С развитием отношений отечественных предприятий с зарубежными партнерами увеличиваются и объемы контейнерных перевозок. На сегодняшний день контейнер является самым надежным и самым удобным средством перевозки грузов на дальние расстояния, поскольку исключает необходимость «перекладки» грузов с одного вида транспорта на другой. С ним груз может пройти из места загрузки и по железной дороге, и на автомобильном транспорте, и по морским путям, и на самолете, то есть это наиболее оптимальный способ сохранной доставки грузов по самым сложным и самым отдаленным маршрутам. Вместе с этим со стороны нашей компании постоянно ведутся работы по дальнейшему улучшению и совершенствованию качества обслуживания контейнерных перевозок. В частности, на наших станциях постоянно ведется работа по модернизации и переоборудованию подъемной техники, улучшению условий хранения грузов.

 

12.08.2010

Олег Гаевой, UT

http://www.ut.uz/rus/obshestvo/novie_napravleniya_razvitiya_jeleznoy_dorogi32.mgr