история
современность

Декоративно-прикладное искусство Узбекистана в коллекции Государственного музея искусств народов Востока в Москве

Декоративно-прикладное искусство Узбекистана в коллекции Государственного музея искусств народов Востока в Москве

В XIX веке, а именно к этому времени относится большинство музейных экспонатов, на территории Средней Азии существовали три ханства Кокандское, Бухарское и Хивинское, поделившие между собой сферы влияния в регионе.

Эти важные события незамедлительно сказались на традиционном искусстве, испытавшем на себе мощное культурное влияние Запада. В то же время просвещенная европейская публика заинтересовалась необычным и ярким искусством Туркестана. В Петербурге, Москве, Париже, Лондоне и Нью-Йорке на проводившихся в начале XX века кустарно-промышленных выставках произведения среднеазиатских мастеров вызывают изумление и восторг.

Тесно связанное с жизненным укладом, обычаями народа, традиционное искусство одухотворяло быт людей.

Заметное место в оформлении народного жилища занимали вышитые изделия. Вышивка была одним из самых древних и массовых видов искусства. У земледельцев и кочевников существовали свои особые виды вышитых изделий….

В быту земледельцев – узбеков и таджиков получили широкое распространение крупные декоративные вышивки сузани. Известными центрами, где изготовлялись сузани, были Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Нурата, Ташкент, Ура-Тюбе.

Почти до конца XIX века в искусстве вышивки господствовал живописный стиль.

В разделе музейной экспозиции, посвященном Узбекистану, представлены сузани - свадебные покрывала разных ремесленных центров; показаны образцы художественного текстиля.

Обратим внимание на покрывала с «размытыми» узорами - это икаты – шелковые или полушелковые ткани, окрашенные способом резервации нитей основы. Из таких живописных шелков шили праздничные халаты жители всего Туркестана. Еще большей популярностью пользовались в народе разнообразные полосатые ткани бекасабы.

Дорогие одеяния придворной знати украшались золотым шитьем. По заказу эмира создавалась мужские золотошвейные халаты, которые эмир даровал своим приближенным, конское убранство, молитвенные коврики, всевозможные завесы и покрывала для дворцовых покоев.

Традиционный костюм до начала ХХ века сохранил немало архаических черт. Мужской, женский и детский костюм у всех слоев населения, как у кочевников, так и оседлых земледельцев имел общую основу. Костюм состоял из одних и тех же видов платья: нижней рубахи, штанов и верхнего халата. Свободная цельнокроеная одежда с боковыми разрезами внизу не стесняла в движениях при ходьбе и езде верхом, позволяла непринужденно сидеть на полу и легко переносить температурные контрасты, свойственные континентальному климату Средней Азии.

При создании экспозиции показаны отдельные образцы традиционной одежды как самостоятельные произведения народного искусства. Женский костюм обязательно дополняли ювелирные изделия. Состав и количество украшений определялись этнической принадлежностью, возрастом и социальным статусом. Самым полным был свадебное убранство. Оно состояло из наголовных, налобных украшений, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и нашивных амулетов. XIX век был эпохой серебра. Среднеазиатский ювелир заргар превосходно владел разнообразными декоративными и техническими приемами, используя позолоту и чернь, зернь и резьбу, гравировку и штамп, чеканку и инкрустацию цветными вставками.

В традиционном быту народов Узбекистана керамическая посуда считалась богоугодной, в отличие от посуды из золота и серебра.

В экспозиции показана, как сине-бирюзовой керамика Ферганы и Хорезма, так и живописные блюда из Гиждувана, Шахрисябза, Бухары, выполненные в темной гамме бурых, желтых и зеленых тонов.

В экспозиции также представлены все типичные формы узбекского художественного металла: афтаба - кувшин для воды с высоким горлом, чойдиш - сосуд для кипячения воды, пузатые чайники для заварки, роскошные приборы для умывания, чилимы – туркестанские кальяны. Вода для питья и вино подавались в специальных кувшинах в виде уточки урдак. Парадная посуда изготовлялась из бронзы и латуни, покрывалась изящной гравировкой в виде растительных узоров. По характеру орнаментации можно определить место производство изделия; иногда на литой красиво изогнутой ручке удается различить дату изготовления сосуда или имя мастера.

Высокое совершенство кузнечного ремесла проявлялось при изготовлении холодного оружия – ножей, шашек и сабель. Клинки могли привозиться из Ирана. Ножны и рукояти украшались местными ювелирами.

Постоянная экспозиция Средней Азии в здании музея на Никинском бульваре была открыта в 1994 году.

К этому времени в музее сформировалась значительная коллекция традиционного искусства народов Средней Азии (около 7 тысяч экспонатов).

 

Изобразительное искусство Средней Азии XX века

Небольшая по объему экспозиция показывает избранные произведения живописи, графики и скульптуры, созданные уроженцами Средней Азии, а также русскими художниками, работавшими в указанных регионах.

Находящиеся в одном зале работы сгруппированы в соответствие с временем их создания и национальной принадлежностью. Поскольку главным критерием при отборе вещей являлось их художественное качество, в экспозиции нет проходных и маловыразительных произведений.

В экспозиции представлены лучшие произведения живописи, графики и скульптуры Средней Азии, отражающие как общие тенденции развития искусства этих регионов в ХIХ - ХХ веках, так и национальное своеобразие, обусловленное историческими традициями.

Изобразительное искусство Средней Азии

В разделе, посвященном искусству Средней Азии, особое место занимают созданные в 1910-е и 20-е годы полотна выдающегося художника А.Н. Волкова, уроженца Азии, проработавшего всю жизнь в Ташкенте. Волков не только создал полные мощи образы родного края, но и воспитал целый ряд национальных художников. В экспозиции можно увидеть также выразительные и современные по стилю произведения У. Тансыкбаева 1920-х годов, утонченные живописные образы А. Николаева (Усто Мумина), проникнутые мусульманской мистикой; графику 20-х годов М. Курзина и В. Еремяна, также виды Самарканда начала ХХ, выполненные Л. Буре. Новейшее искусство Узбекистана представляют полотно В. Волкова и красочная графика Е. Кравченко. В экспозиции можно видеть также выразительные скульптуры из шамота работы известного современного узбекского ваятеля Д. Рузыбаева и А.А. Волкова.

 

Особое место среди них занимают картины:

Лев Буре. Двор медресе Шир-Дор в Самарканде. 1913 г . холст, масло.

Александр Николаев (Усто-Мумин). Жених. 1920-е гг. бумага, темпера.

Александр Волков. Персиянка. 1916 г . холст, масло.

Из источника: http :// www . orientmuseum . ru / art / caucasus /