история
современность
Статьи

График работы офисов Beeline в праздничные дни

 Beeline поздравляет жителей Узбекистана с праздником Навруз и сообщает о графике работы офисов продаж и обслуживания в праздничные дни.

подробнее

Партнеры

  


 

подробнее

Ремесла и народное творчество

народные обычаи

Навруз

Первой единицей времени были сутки, поскольку жизнедеятельность человека зависела от смены дня и ночи, при этом в южных странах трудовые процессы были связаны с ранним утром и поздним вечером, когда наступает прохлада, а в странах с умеренным климатом - только в дневное время. Кроме того, хозяйственная деятельность людей была связана и с периодичностью времен года, который делился на четыре части: 1 - от первой капли дождя до появления цветов; 2 - от цветения до зрелости плодов; 3 - от сбора урожая до опадения листвы; 4 - от начала охоты на животных до весеннего дождя.

подробнее далее...

садово-парковое искусство

САДОВО-ПАРКОВЫЕ АНСАМБЛИ БУХАРСКОГО ОАЗИСА

В Бухарском оазисе - одном из значительных историко-культурных регионов Центральной Азии, издревле устраивали искусно распланированные и благоустроенные сады и парки, часто с выразительными по архитектуре дворцовыми постройками и павильонами.

подробнее далее...

др.виды прикладного искусства

На чем зарабатывают национальные ремесленники

  Древнейшие династии ремесленников Узбекистана взяли курс на развитие семейного бизнеса. Редакция Kommersant.uz узнала, как они зарабатывают на своем деле.

подробнее

Кузнечное ремесло в Бухаре

Сложившийся уклад жизни, традиции и обычаи народа, его достижения в историческом прошлом имеют большое значение в развитии духовности современных жителей Узбекистана. Сегодня одним из направлений государственной политики является сохранение культурного наследия со всеми свойственными ему специфическими особенностями и тем высоким художественным уровнем, который сформировался усилиями многих поколений мастеров.

подробнее далее...

резьба по дереву и ганчу

Резьба по ганчу

Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. Ещё в начале XX в. В.В.Стасов отмечая своеобразие искусства резьбы по ганчу писал : “ Это - чистейшая сама Средняя Азия, которую не с чем другим сравнивать из всего известного на свете по части рисунка и художественных форм.”

 

 

 

 

подробнее

Резьба по дереву

Искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью центральноазиатского художественного наследия и своими истоками восходит к глубокой древности.
В традиционном зодчестве и быту народов Узбекистана издавна, резное дерево пользовалось огромной популярностью В зодчестве оно использовалось в качестве важных архитектурных деталей и конструкций таких как колонны, карнизы, двери, потолки, решётки.

подробнее далее...

чеканка

Чеканка по меди

Одним из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана, уступающим по возрасту лишь художественной керамике, является искусство обработки металла, наиболее распространенным видом которого является чеканка по меди. Она превосходит другие виды ремесел и по числу уникальных образцов, памятников различных эпох, и по тематическому обилию мотивов. Сведения о чеканке Узбекистана XIX - начале ХХ вв существуют в этнографической литературе и в описаниях путешественников того времени. В советское время ряд исследователей обратился к историко-художественному освещению чеканки Узбекистана XIX - ХХ вв.

подробнее далее...

ювелирные изделия

Из истории головных украшений Узбекистана

Во все времена люди стремились быть привлекательными, одевать красивую одежду, о чем свидетельствуют многочисленные археологические, исторические и этнографические материалы. Особое внимание уделялось головным уборам. Это, очевидно, связано с тем, что "головной убор соотносился с сакральным верхом и соответственно украшался солярными символами" (1). У многих народов голова воспринималась как священная часть тела, где якобы обитала душа. Головной убор был обязателен во всех обрядах (рождение, смерть, свадьба и т. д.). Он, как и волосы, отражал возрастное, социально-экономическое положение человека в обществе, ввиду чего всегда украшался разнообразными ювелирными изделиями. В Средней Азии до сих пор считается неприличным выйти из дома без головного убора.

подробнее далее...

керамика

Керамическая посуда

Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, сохранившим до наших дней отчетливую локализацию местных школ и традиций, является художественная керамика. В XIX веке сложились и определились основные центры среднеазиатского гончарства, имеющие глубокие исторические традиции: Самарканд, Бухара, Гиждуван, селения Бахауддин и Варданза, Шахрисябз, Каттакурган, Риштан, Ургенч, Хива, селение Мадыр, Ташкент, Ходжент. Керамика каждого центра, переживая общие тенденции развития, сохраняла неоспоримые локальные черты.

подробнее далее...

одежда

Из истории одежды Узбекистана

Одежда наших предков, проживавших на территории Узбекистана, формировалась в соответствии с особенностями природных условий, уклада жизни и родоплеменных традиций. Археологические памятники, настенная живопись, терракотовые статуэтки, торевтика, письменные источники, миниатюры рукописных книг, сохранившихся до нашего времени, дают достаточно ясное представление об одежде местного населения, её формах и эволюции, а также о её характерных особенностях.

подробнее далее...

ткачество

Художественные ткани

Среди замечательных традиций, которыми богато узбекское искусство, особое место занимает художественное оформление тканей. Эта отрасль традиционного искусства зародилась в глубокой древности и уже в пору античности и раннего средневековья приобрело развитый характер.В XIX веке сформировались основные центры по выработке узбекских художественных тканей. Наряду с дешевыми простыми тканями массового потребления, изготовлявшихся почти во всех селениях и городах в домашних условиях, в специальных ткацких мастерских производились изумительные по красоте высококачественные хлопчатобумажные, полушелковые, золототканые, шелковые и шерстянные ткани. Выработанные на протяжении веков традиции никогда не умирали и дожили до наших дней.

подробнее далее...

вышивка

Возрождаются многовековые традиции технологии окрашивания нити

Увеличивается количество ремесленниц-вышивальщиц сюзане, которые работают по технологии возрожденной Ильхомом Давлетовым.   В недавно вышедшей в свет брошюре «Ландшафт современного искусства Узбекистана», среди прочих размещена работа и исследователей из Института искусствознания Академии наук Акбара Хакимова и Зилолы Насировой «О новых тенденциях в вышивке Узбекистана».  

подробнее

Золотое шитьё

О золотом шитье как сложившимся народном промысле впервые упоминается в 14 в. историком Клавихо, отмечавшем существование в городе Самарканде целого квартала золотошвеев. Золотошвейная одежда I-II-х веков, найденная археологами под Ташкентом и сведения арабских источников VIII в., указывают на существование этого ремесла на территории республики и в более ранний период.

 

 

 

 

подробнее далее...

ковроделие

Ковроделие

Ковроделие,связанное в основном со скотоводческим хозяйством, издавно существовало в районах Андижана, Самарканда, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Бухары,низовьев Амударьи.Оно носило характер домашнего женского производства.Мастерицы владели разнообразной техникой ворсового и паласного ткачества.Ковровые изделия народов Узбекистана наиболее полно представлены в Музее искусств РУз, Государственном Музее национальной истории Узбекистана в Ташкенте, Музее истории и культуры узбекского народа в Самарканде. Значительное число ковровых изделий республики находится в фондах центральных музеев Москвы и Санкт-Петербуга.

подробнее далее...

изгот. бумаги

Тысячелетняя слава Самаркандской бумаги

Среди уникальных древних ремесел, принесших Самарканду мировую известность на торговых дорогах Шелкового пути пересекавших Евразию, важное место принадлежит производству б умаги. Это показатель не только мастерства ремесленников, но и отражение особой роли данного городского центра в развитии науки и культуры средневекового Востока.

подробнее далее...

музыкальное творчество

Узбекская обрядовая музыка

Обрядовая музыка является одним из ценных областей духовного опыта узбекского народа. Сформировавшись в глубине веков, она и ныне живет полнокровной жизнью, что является гарантом его дальнейшей жизнеспособности.Музыкально-обрядовое наследие узбекского народа состоит из двух видов: вокальной /причитания и песни/ и инструментальной /сигналы, усули, наигрыши, мелодии/, каждое из которых в обряде выполняло определенные функции. И обрядовая музыка является порождением определенных историко-эстетических условий, при которых складывались ее характерные черты и жанровая система.

подробнее далее...

народ. архитектура

Традиционная сельская архитектура узбеков

У племен узбеков, которые в недалеком прошлом были полукочевыми, вместе с переходом к оседлости и занятию земледелием, также появилось стационарное жилище, однако, не у всех групп в одно и то же время. Районы Узбекистана различаются по своим природно-климатическим условиям. Кроме того, в каждой историко-этнографической области с древних времен складывались собственные культурные традиции. Воздействие исторических и природно-климатических условий вызвало развитие локальных школ народного зодчества.

 

 

 

 

подробнее

УБРАНСТВО ИНТЕРЬЕРА

Интерьеры в домах оседлого земледельческого населения имели скромное убранство жилых комнат и нарядное оформление гостиной -"мехмонхоны". Состоятельные слои населения уделяли особое внимание резьбе и росписи деревянных потолков, отделке стен и ниш резьбой и росписью по ганчу (алебастр). В росписи преобладали изображения деревьев, кустов, цветов и плодов, разнофигурные медальоны, изредка - змей, тигров и птиц.

подробнее далее...