история
современность

Новости

Это загадочное blendedlearning, или Как ломать стереотипы в образовании

Blendedlearning – метод смешанного образования, в процесс которого помимо традиционного «студенты и преподаватель» включены еще и медиатор образовательной активности в виде компьютера, мобильных девайсов, онлайн-режима и специальной обучающей программы/платформы.

Два профессора Стенфорда – Себастьяне Труне и Питере Норвиге, сделав доступным для дистанционного обучения свой вводный курс по искусственному интеллекту, заполучили 160 000 слушателей из 200 стран мира. По их мнению, к 2050 году могут остаться только 10 университетов, где будут обучаться миллионы студентов…

Отнесемся скептически к таким выводам, на данный момент, по крайней мере. Многое до этого предстоит сделать. Вернемся в настоящее, наше, отечественное. А отечественные реалии радуют тем, что некоторые вузы идут в ногу со временем. Так, наше внимание привлек проект QAPDTempus «Усовершенствование системы обеспечения качества образования через профессиональное развитие академических лидеров».

Несмотря на довольно скучное и официальное название, проект действительно интересен и имеет большой потенциал в нашей стране. Один из этапов предполагает внедрение в образование метода Blendedlearning – смешанного образования, в процесс которого помимо традиционного «студенты и преподаватель» включены еще и медиатор образовательной активности в виде компьютера, мобильных девайсов, онлайн-режима и специальной обучающей программы/платформы.

Прокомментировать идею проекта мы попросили автора адаптированного варианта платформы blendedlearning, координатора по финансам и техническому оснащению проекта, декана факультета международных экономических отношений Университета мировой экономики и дипломатии Шавката Абдушукуровича Хусаинова.

– Это грантовый проект 4-го конкурса Tempus с бюджетом в 8 696 11,82€ и сроком реализации с 15 октября 2011 по 14 октября 2014 годы. Участники проекта – Университет Лондон Метрополитен (Великобритания), Британский совет, Университет Пелопоннес (Греция), Университет Витаутас Магнус (Литва). Из отечественных – Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Университет мировой экономики и дипломатии, Самаркандский институт экономики и сервиса, Самаркандский институт иностранных языков, Бухарский государственный университет, Каршинский государственный университет.

Цель проекта – усовершенствование отечественной системы образования, а также профессиональное развитие академических лидеров (по 4 человека в каждом участвующем вузе) путем разработки учебных программ в соответствии с двухступенчатой системой планирования, осуществления и оценки.

Если же говорить непосредственно о blendedlearning (смешанное образование), то можно сказать, что из ныне существующих, на наш взгляд, этот метод больше всего отвечает стандартам качества и требованиям времени. С его помощью мы можем, используя традиционное обучение, внедрить современные технологии для совершенствования образования.


После поездки в Лондон, где нас ознакомили с этим видом обучения, мы загорелись идеей создать у нас такую же платформу, отвечающую национальной программе обучения и международным стандартам. Мы изучили принципы работы Вестминстерского университета. Однако она нам не подошла, так как требовала частого обновления, и перед нами встала задача – разработать собственный интерфейс, учебную базу, учитывая при этом структуру университета и обеспечить онлайн-диалог между преподавателем и студентом.

В результате мы получили платформу, где у каждого преподавателя и каждого студента есть свое окно. Обучающийся может видеть только те предметы, по которым он в данный момент обучается. Здесь можно задавать вопросы и отвечать на них, оставлять задания и отслеживать процесс их выполнения, консультировать и т. д. Благодаря тому, что вся информация по тому или иному курсу доступна в интернете, студент может в любое время зайти туда и узнать то, что ему необходимо для выполнения задания. Таким образом, общение между студентом и преподавателем активно протекает в виртуальном мире. Кроме всего прочего, студент заранее может подготовиться к той или иной теме, потому что все мультимедийные и текстовые материалы доступны. Однако такая доступность нужной информации, по мнению обучающих, в педагогических целях не оправдана, так как студент должен работать над собой, искать и находить».

Несомненно, Шавкат Абдушукурович и авторы проекта понимали, что современные технологии на службе образования – это не столько тренд, сколько необходимость современности. Однако все ли так гладко проходило на стадии внедрения и непосредственно использования на практике смешанного образования?

Рассказывает Гульчехра Насыровна Ирмухамедова, национальный координатор проекта, заведующая кафедрой английского языка факультета МЭО УМЭД: «Основой смешанного образования является программа, доступ к которой обеспечивает интернет-соединение. Исходя из этого, первая проблема была связана именно с этим. У областных участников проекта нет беспрерывного доступа к серверам: связано это с низким напряжением в электросети и отключением электричества. Проблема была решена так: каршинский и бухарский институты – партнеры подключились к нашему серверу, а самаркандские просто облегчили технические характеристики самой платформы и благодаря этому могут использовать ее практически бесперебойно.

Кроме того, слабой стороной blendedlearning является отсутствие единой методологии. Сложно ввести виртуальные элементы в процесс обучения, они еще не до конца поняты. Для этого преподаватели сами должны быть знакомы со спецификой смешанного обучения и подстраивать свои методы под него. Однако многие преподаватели нехотя восприняли нововведения. Мы понимаем, что не всем по нраву «новомодные штучки», но ведь они предполагают профессиональное развитие и самих преподавателей. В некоторых случаях приходилось административным путем решать проблемы.

Вместе с тем, педсостав провел большую работу, потому что много времени заняла сама загрузка всего учебно-методического комплекса, в некоторых случаях были пересмотрены и адаптированы методы контроля знаний. Преподаватели отдают предпочтение проблемным темам, чтобы студент больше работал самостоятельно, имел возможность заниматься поиском и подбором нужной информации, формулировать собственную точку зрения».

Безусловно, исследователями учебного процесса уже доказано, что использование информационных и коммуникационных технологий в обучении положительно сказывается на отношении к получению знаний. К примеру, в Эстонии школьники учатся программированию с первого класса. Возможно, это стало причиной того, что именно там была разработана первая программа онлайн-общения Skype и одним из первых запущено «Электронное правительство». Кроме того, Эстония – первое государство в Европе с высокоскоростным интернетом в каждой школе. Это и понятно, ведь первым условием модернизации любого направления является его техническая сторона.

Нельзя забывать и о том, что для полноценной работы и стопроцентной отдачи при смешанном образовании обучающиеся сами должны осознавать ценность получаемых знаний и важность самообразования. Только в этом случае будут оправдываться те усилия, которые прилагают квалифицированные и прогрессивные педагоги.


Гульчехра Насыровна: «Очень радует, что наши студенты с самого начала очень положительно отнеслись к смешанному образованию. Они активно используют все возможности платформы, в том числе форум, где они обсуждают вопросы, как касающиеся предметов, так и более личные».

Шавкат Абдушукурович: «Дополнением и продолжением текущего проекта стал проект, осуществляемый совместно с Южной Кореей, в рамках которого создается новый, модернизированный тестовый центр. Программное обеспечение, разработанное корейскими программистами, позволит проводить различные виды контроля знаний учащихся с помощью компьютеров. Сейчас идет апробация этого продукта, адаптированного под нашу систему обучения и оценки знаний. Открытие центра запланировано на декабрь».

Видя такое воодушевление, несмотря на уже не первый год напряженной работы, скептицизм коллег, технические проблемы, хочется надеяться, что лед тронулся и стереотипы сломаны. Всегда проще пойти по старому, хорошо изученному пути, чем проложить новый, хотя и сулящий большие надежды. Всегда есть недочеты, которые можно исправить в процессе применения, но важно уже то, что этот процесс идет, что мир не стоит на месте, он стремится вперед, а мы вместе с ним.

Текст: Назира Аманова

Материал опубликован в №8 журнала ICTNEWS.

04.11.2014 12:58

http://ictnews.uz/2014/11/04/blendedlearning
 

2014-11-09