история
современность

Новости

Азербайджанские народные танцы - Яллы

 Народные танцы являются частью культуры любой страны. Именно в национальных танцах можно проследить исторические события народа: его взлеты и падения. К тому же, в танце как нельзя лучше отражается характер людей, их темперамент. 

 
По характеру и ритму азербайджанские народные танцы делятся на весьма плавные, плавные и оживлённые. Они имеют характерный рисунок, обусловленный их ритмическим построением. Как правило, азербайджанский танец трёхчастный: первая часть — ход по кругу, вторая — лирической застывание на месте (сюзме) и третья — снова ход по кругу — уверенный, стремительный и торжественный. 
 
Азербайджанские народные танцы обладают пестрой тематикой; они делятся на следующие виды – трудовые, обрядовые, бытовые, героические, спортивные, хороводно-игровые (например «Яллы», «Халай») и т.д. 
 
Свадебные ритуалы своей продолжительностью, а также пестротой и богатством обрядов являются самыми значимыми. 
 
 
Как правило, азербайджанские народные танцы состоят из трех частей: первая часть ритмичная, танец по кругу; вторая часть лирическая. Танцор словно застывает (парит) на месте, корпус держится высоко  и горделиво; третья часть - тоже по кругу, ей характерна ритмичность, торжественность и большой эмоциональный всплеск. Женские и мужские танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца обусловлено костюмами:  длинная юбка определяла плавные, медленные движения ног, все внимание танцовщицы было приковано к разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и т.д.). Главной чертой мужского танца является техника ног. Танцор резко встает на кончики пальцев, приземляется на колени и т.д. 
 
Многие азербайджанские танцы, особенно старинные, носят названия животных или растений: «джейрани» — газель, «лалэ» — полевой мак, «бянёвше»  —  фиалка, «иннаби»  —  плод фруктового дерева.
 
 Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кяманча).
 
 Мужской азербайджанский танец определяет техника ног. Так, танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (как это делается в танце «Казахи»), стремительно опускается на колено, подпрыгивает. Тут очень важна физическая подготовка. Из наиболее распространенных мужских танцев можно отметить «Джанги», «Гайтаги», «Ханчобаны».
 
 
 По характеру азербайджанские народные танцы бывают медленно лирическими («Тураджи», «Узундере») или радостно-оживлёнными («Терэкэмэ»), а также торжественно-величавыми («Мирзаи»),  зажигательными («Гайтаги», «Аскерани»).
 
 Один из самых популярных азербайджанских танцев – «Узундере».  Словосочетание «узун дере» в переводе с азербайджанского означает «длинное ущелье». Зародился этот старинный танец в Карабахе, в местности Узундере. Танец исполняется как на свадьбах, так и на других праздничных мероприятиях в основном женщинами.
 
 Другой популярный танец – «Яллы» и его разновидности  -  «Кочари», «Учаяг», «Телло» -  исполняется как жизнерадостная круговая пляска на торжествах.
 
 Яллы  — азербайджанский народный танец, являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев. Различными видами анца яллы считаются кочари, учаяг, телло, тензэрэ и галадангалая.
 
Яллы исполняется как жизнерадостная круговая пляска, часто в сопровождении хорового пения. Исполнители держатся за руки или за плечи друг друга и совершают синхронные ритмичные движения, поднимая и опуская руки. Среди группы танцующих есть Ведущий (мюршид), движения которого повторяет весь коллектив, и который вправе «наказать» того или иного участника за ошибку в исполнении, заставить его во время танца взять в руки или в рот какой-нибудь предмет (палку, башмак, ленту), поднять на плечо барана и т. п.
 
Агентство по авторским правам Азербайджана обнародовало заявление в связи с тем, что министр культуры Армении поднял перед ЮНЕСКО вопрос о включении древнего национального азербайджанского танца «Кочари» в список нематериального наследия армян.
 
 Как сообщает АПА со ссылкой на сайт Агентства по авторским правам, армяне на протяжении долгих лет крадут, присваивают и представляют в качестве армянских принадлежащие азербайджанскому народу музыкальные произведения, образцы фольклора и другие образцы нематериального культурного наследия Азербайджана. Сообщается, что армяне также неоднократно пытались арменизировать азербайджанские песни «Сары гялин», «Сюсен сюнбюль» и десятки других народных песен, народные танцы «Яллы», «Вагзалы», «Кочари», «Узундере», «Мирзяи», древние музыкальные инструменты (тар, балабан, зурна), а также произведения азербайджанских композиторов Узеира Гаджибекова, Гара Гараева, Фикрета Амирова и песни современных композиторов, передает BAKU.WS.
 
 Присвоение армянами одного из древних азербайджанских танцев «Кочари» не первая их попытка. В качестве одной из таких попыток можно привести финал песенного конкурса «Евровидение 2011», когда представитель из Армении попытался выдать танец «Кочари» за армянский. Как только об этом стало известно, Агентство по авторским правам начало расследование. Агентство подготовило подробную основанную на исторических данных справку, в которой  отражена также этимология слова «Кочари». Эта справка была распространена посредством СМИ и направлена во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
 
 Что касается этимологии слова «Кочари» в известной книге Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк» слово «Кочари» дано в следующем значении: гоч, то есть баран; кёчмек, то есть кочевать с одного места на другое.
 
В азербайджанском национальном музыкальном искусстве занимают особое место такие жанры, как народные песни и  танцы. 
 
Цитата Первой леди Азербайджана, президента Фонда  Гейдара Алиева и посла доброй воли  ЮНЕСКО и  ИСЕСКО  Мехрибан Алиевой:
 
«Наше главное достояние – это культурное наследие, древняя школа ковроделия, уникальные миниатюры, литература и поэзия, музыка, танцы, изобразительное искусство, архитектурные памятники Азербайджана.
 
 
Текст  статьи  любезно предоставлен Азербайджанским культурным центром имени Гейдара Алиева при Посольстве Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан 
 

2015-06-04