история
современность

Новости

УЗБЕКИСТАН ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

 За годы независимости мы стали бережно относиться к своему прошлому, историческим корням, культуре, возведя это в ранг вечных ценностей. Являясь основополагающими в нашей стране, они составляют суть происходящих в современном Узбекистане перемен.

 
Мы с гордостью сегодня изучаем жизнь и творчество выдающихся ученых, оставивших нам в наследство кладезь знаний и открытий. 
К нам вернулись многие национальные праздники, традиции и обычаи, которые на протяжении десятилетий находились в забвении. Все это часть нашей духовности, возрожденной за годы независимости.
 
В своей книге «Без исторической памяти нет будущего» Президент Ислам Каримов пишет: мы узнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность, вглядываемся в истоки его истории. Потому так важно было с первых дней независимости обратить самое пристальное внимание на возрождение самосознания нашего народа, которое проявляется в правдивой истории, уважении традиций и обычаев, бережно передающихся из поколения в поколение, изучении духовного и научного наследия наших предков, способствующего развитию культуры не только узбекского народа, но и всего мира. Ведь только через самосознание и возвращение к своей исторической культуре, духовным корням человечество сможет обеспечить свое дальнейшее существование и восстановить могущество. Именно духовность позволяет сформировать новые перспективы прогресса нации.
 
Пожалуй, первый шаг в этом направлении был сделан еще в 1990 году, когда Узбеки¬стан первым среди республик бывшего Союза объявил Навруз народным праздником, установив 21 марта днем торжества и отдыха. 
Рожденный более трех тысяч лет назад и возрожденный нашей независимостью, он является исторической памятью народа, завещанной нам в наследство. 
Каждый раз, отмечая этот славный праздник, в основе которого лежат добрые национальные традиции, отображающие богатую культуру нашего народа, мы открываем для себя его новые грани. 
Но незыблемой остается его духовная составляющая. 
Имеющий глубокий философский смысл, он способствует возвеличиванию человека, общечеловеческих ценностей, воспевает природу, процесс ее обновления. 
И не случайно в 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества, а в 2010 году ООН объявила 21 марта международным днем Навруза.Праздновать эту дату, значит, жить в согласии с природой, в мире и дружбе, проявлять лучшие качества, в том числе заботу, оказывая бескорыстную помощь ближним.
 
Внимание вопросам духовного обновления общества стало уделяться с самых первых дней независимости. Были восстановлены священные имена и образы великих предков. Появилась возможность наслаждаться богатым культурным наследием известных в мире мыслителей — Имама аль-Бухари, ат-Термизи, Абдухалика Гиждувани, Бахоуддина Накшбанда, Ахмада Яссави, Бурханиддина Маргинани, Матуриди. Помимо Навруза, были восстановлены любимые общенародные праздники — Рамазан-хайит и Курбан-хайит. Торжественно отмечены годовщины древних городов Самарканд, Бухара, Хива, Коканд, Маргилан и Термез. Проведены юбилеи Алишера Навои, Амира Темура, Мирзо Улугбека, Бахоуддина Накшбанда, Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Махмудходжи Бехбуди, Айбека, Гафура Гуляма, Абдуллы Каххара, Зульфии. И речь здесь идет не только о торжествах. Важнее то, что мы ценим их богатое наследие, которое в свое время они оставили для грядущих поколений, добрые дела, внесли лепту в развитие мировой цивилизации.
 
Первым в этом списке исторических личностей, духовных лидеров своего времени стал великий поэт, мыслитель, государственный и общественный деятель Алишер Навои. В связи с празднованием его 550-летнего юбилея 1991 год был объявлен Президентом Узбекистана годом Алишера Навои. 
По всей стране прошли юбилейные торжества, на которых были глубоко раскрыты все грани его великих деяний, выразившихся не только в гениальных художественных произведениях, но и в проведении гуманистического, демократического переустройства общества. Издано 20-томное собрание сочинений великого поэта, открылся Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан, прошла научная конференция, посвященная жизни и творчеству нашего великого предка. В столице был заложен национальный парк, названный именем поэта, в котором был воздвигнут памятник гению Востока.
 
Учитывая великие заслуги выдающегося ученого своей эпохи — астронома и математика, государственного деятеля Мирзо Улугбека указом Президента 1994 год был объявлен Годом Мирзо Улугбека. Тогда 600-летний юбилей ученого отмечался в международном масштабе, был проведен ряд мероприятий с участием зарубежных специалистов и общественных деятелей. 
Позднее, в 2009 году, в Париже состоялась международная научная конференция, посвященная 615-летию Мирзо Улугбека, в которой приняли участие более 130 ученых из разных стран. Проводимые мероприятия в очередной раз демонстрируют, насколько велик интерес к научному и духовному наследию нашего знаменитого предка во всем мире. В «Каталоге звездного неба», изданном в Европе в XVII веке Яном Гевелием, есть гравюра, на которой изображено символическое собрание величайших астрономов мира, живших в разные времена и в разных странах. Среди них изображен и сын узбекского народа — великий ученый Улугбек.
 
Еще одна дата, которую в 1996 году с Узбекистаном праздновал весь мир, — 660-летний юбилей нашего великого предка Сахибкирана Амира Темура. 
Выступая по этому поводу в Парижской штаб-квартире ЮНЕСКО, глава нашего государства отметил, что Темур, заложивший основы нашей государственности, останется для нас всегда примером энтузиазма, глубокой мудрости, инициативности, патриотизма. Мы всегда получаем духовную поддержку от этой великой личности. Ведь он был настоящим созидателем, построившим памятники в Самарканде, Шахрисабзе, восстановившим мавзолей Яссави в Турке¬стане. Не перечесть благоустроительных и архитектурных работ, осуществленных в период его правления и его потомков на территории Афганистана, Ирана, Индии.
За годы независимости наряду с переменами в политической, экономической жизни страны существенно изменилась и культура. К примеру, такая ее составляющая, как народно-прикладное искусство. Поддержке и возрождению национальных ремесел, в значительной степени пострадавших в XX веке, было уделено особое внимание. 
Сегодня список видов искусства, получивших в годы суверенитета вторую жизнь, включает в себя керамику, декоративную вышивку, шелкоткачество, ковроткачество, золотое шитье, ювелирное дело и художественную обработку металла, а также лаковую миниатюру, резьбу по дереву и ганчу, работу по коже, создание и декорирование музыкальных инструментов и многое другое.
 
Значительный вклад в восстановление исчезнувших ремесел внес созданный в 1996 году Международный благотворительный фонд «Олтин мерос», цели и задачи которого — поиск, учет, приобретение и сохранение уникальных предметов исторического и культурного наследия, информационная деятельность по ознакомлению мировой общественности с национальной культурой и искусством Узбекистана, поддержка ремесленников. Наряду с этим сегодня в республике действует целый ряд других государственных и общественных организаций, объединений, поддерживающих народное творчество.
 
Так, в соответствии с Указом Президента «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства» в 1997 году была создана Ассоциация народных умельцев «Хунарманд». В первый год число ее членов составило 700 человек, к 2015 году достигло свыше 21 000. 
Сегодня члены ассоциации освобождены от уплаты подоходного налога, фиксированного налога, применяемого для индивидуальных предпринимателей, от таможенных платежей при осуществлении экспортных операций, от оплаты экспертизы изделий в Министерстве по делам культуры и спорта. А согласно Указу главы государства от 26 декаб¬ря 2013 года «О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан», срок льгот продлен до 1 января 2017 года. До 1 января 2019 года надомники освобождены от уплаты Единого социального платежа. Как видно, ассоциация сегодня наделена большими полномочиями и правами.
 
Свою лепту в это благородное дело вносит и Академия художеств Узбекистана, созданная указом главы государства в 1997 году. Одной из ключевых задач работы учреждений в ее структуре стало хранение, изучение, обогащение уникальных традиций различных школ национального искусства, сформировавшихся на территории нашей страны. 
Произведения народно-прикладного творчества регулярно выставляются на проводимых академией экспозициях. А с этого года их можно было наблюдать и на традиционном апрельском фестивале, который теперь демонстрирует как изобразительное, так и народно-прикладное искусство. 
Кстати, мероприятие проходило в новом формате. Если в прошлом году каждый день был посвящен искусству художников разных областей, то в этом году было решено ограничиться лишь тремя с целью как можно шире показать регион — его художественную школу, направления, традиции, фольклор. 
Так, на этот раз на празднике в Ташкенте участвовали ведущие мастера кисти и резца, этнографические ансамбли из Республики Каракалпакстан, Навоийской и Сырдарьинской областей.
 
Возрождению и развитию народного творчества, приобщению молодежи к традиционным видам искусства способствует ряд крупных фестивальных мероприятий. На них участники демонстрируют свои знания в фольклоре, способности к танцам, национальным играм, кукольному и цирковому искусству. 
 
Благодаря таким проектам молодое поколение больше узнает о своей истории, глубоких традициях, богатой древней культуре. 
 
Скажем, теперь юноши и девушки точно знают, что конно-спортивные игры были популярны еще четыре тысячелетия назад, а история кураша насчитывает три с половиной тысячи лет. Но столь почтенный возраст не мешает тому, что он растет и развивается из года в год, расширяя границы мирового признания.
 
Можно сказать, что за минувшие 24 года кураш пережил эпоху возрождения и расцвета.
Начиная с 1992 года, когда в августе в Шахрисабзе состоялись первые международные соревнования по узбекской национальной борьбе кураш (бухарские правила), посвященные памяти Амира Темура, а в сентябре в Хиве — первый Международный турнир по этому виду спорта в память о прославленном в прошлом хивинском борце и поэте Пахлаване Махмуде, в республике регулярно проводятся подобные состязания, в том числе и первый чемпионат мира по курашу (1999 год). 
И победы на них наших палванов возможно приближают тот день, когда узбекская национальная борьба будет включена в семью Олимпийских игр.
Являющийся одним из уникальных национальных видов спорта, кураш привлекателен для представителей всех стран и континентов благодаря своей эффективности в достижении гармоничного развития человека. Еще в X веке Абу Али ибн Сино писал, что занятия курашом являются одним из лучших способов поддержки здоровья тела и духа. 
А великий полководец Амир Темур применял его для подготовки своей армии, которая осталась непобежденной. 
Ставший по праву международным видом спорта, кураш сегодная признают в более 120 государствах, где созданы его национальные федерации. 
Мы с гордостью можем говорить о том, что выход исконно национальной борьбы на мировую арену стал возможен благодаря именно тем положительным переменам, которые дала нашей стране государственная независимость.
 
Суверенитет Узбекистана позволил нам возродить не только более трех десятков забытых видов спортивных состязаний, имеющих многовековую летопись. 
Он также помог обрести вторую жизнь таким древним жанрам народного творчества, как улан и лапар, — по традиции любители песенного искусства выступали в этих жанрах на народных гуляньях и различных торжествах.
Так, начиная с 2004 года в стране стали проводить Республиканский смотр-фестиваль народных песенных жанров, который раскрывает душу узбекского народа, показывает красоту песенного искусства Узбекистана. 
Он направлен не только на развитие этих жанров и возрождение забытых народных песен, которые считаются нематериальным культурным наследием, но и на выявление новых имен. 
 
Примечательно, что среди исполнителей много молодежи, которая успешно перенимает у старшего поколения секреты мастерства.
 
Прекрасным образцом фольклора, который является истинно народным произведением, отражающим духовные истоки, нравственное богатство и мудрость, является колыбельная песня. 
Слова и мелодии колыбельных веками бережно передавались из поколения в поколение. 
И это закономерно, ведь они уникальное средство для воспитания гармонично развитого поколения. 
Осознавая значимость алла — яркого направления устного народного творчества, несущего в себе культурное наследие наших предков и играющего важную роль в духовном воспитании будущего поколения, в республике проводится фестиваль «Онам айтган аллалар». 
В этом году, например, заявки на участие прислали более 260 человек со всех уголков страны. 
Среди них как сольные исполнители, так и творческие коллективы. Причем своеобразие каждого подчеркивали колоритные костюмы в национальном стиле и музыкальное сопровождение ансамбля народных инструментов.
 
В последнее время мероприятия по популяризации народной музыки приобретают все больший размах. Во всех регионах ведется работа по выявлению и сохранению объектов нематериального культурного наследия, в числе которых такие виды исполнительского искусства, как лапар, ялла, маком и другие. А ведь сколько было гонений на маком, лишь только в одном XX веке! 
Например, в начале 50-х годов прошлого века на него было наложено табу как на отжившее искусство прошлого. 
И лишь в годы независимости этот вид исполнительства возродился в обновленном качестве. Появилась многомиллионная аудитория слушателей этого классического искусства. 
Сила макома в том, что это не музыкальный экспонат, а живая традиция. 
Из поколения в поколение переходит не внешняя форма (лад, ритм, композиция), а внутреннее содержание — живой дух.
 
Один из современных американских историков культуры, руководитель департамента Центральной Азии Института мировой культуры имени Хопкинса в Вашингтоне Фридрик Старр называет Узбекистан страной тысячи городов, имея в виду очаги мировой цивилизации. 
Это земля, которая дала миру целую систему классической музыки, которая сегодня обозначается одним емким понятием «макомат».
 
Она слагается из четырех исторических видов макомов: бухарского шашмакома, хорезмских макомов, фергано-ташкентских макомных мелодий и объединенного шашмакома, который был сформирован в середине XX века творческими усилиями коллектива певцов и музыкантов под руководством академика Юнуса Раджаби.
Быть преемником таких ценностей как почетно, так и ответственно. 
Тем более сейчас, когда происходит активное вхождение классической музыки Востока в мировое музыкальное пространство, которое, по словам современных специалистов, является достойной альтернативой музыке Запада.
 
Стало доброй традицией проведение в стране на высоком уровне международного фестиваля «Шарк тароналари». Проводимый с 1997 года в одном из красивейших городов Узбекистана — Самарканде, он призван содействовать возрождению, сохранению и обогащению традиций музыкального фольклора и академического исполнительского мастерства, популяризации узбекской народно-классической музыки во всем мире. 
И если в первом фестивале приняли участие представители 31 страны, в 2013 году — 53, то в этом году на десятый юбилейный изъявили желание приехать артисты из более 60 государств. 
Ведь сегодня «Шарк тароналари» — один из брендов Узбекистана, который известен на всю планету. Изначально нацеленный на встречу представителей восточной музыки, со временем он расширил границы и обогатился фольклорной музыкой всех континентов. Сам факт учреждения и проведения его у подножия Регистана, символизирующего великий культурный перекресток Азии, Шелковый путь, соединяющий части света, религии, расы и народы, есть один из примечательных исторических фактов конца XX — начала XXI века.
Важно отметить, что ряд феноменов национальной культуры включен ЮНЕСКО во Всемирный репрезентативный список шедевров устного и нематериального наследия человечества. 
Так, в 2001 году в него вошло культурное пространство Байсуна как уникальный пример сохранения в крае всех видов народного творчества.
В 2003 году пришла очередь шашмакома — уникального элемента музыкального наследия нации. 
В 2009 году этот список пополнился самобытным песенным жанром Ферганской долины катта ашула и, как было сказано выше, общенациональным праздником Навруз, одними из самых древних составляющих человеческой культуры.
 
Духовной ценностью узбекского народа по праву считаются исторические и культурные памятники, сохранению которых в нашей стране уделяется большое внимание. Сегодня в республике зарегистрировано свыше 7,5 тысячи объектов культурного наследия. 
Многие внесены в список Всемирного культурного наследия ООН. Среди них такие уникальные сооружения, как комплекс памятников Ичан-калъа в Хиве, исторические центры Бухары и Шахрисабза. Самарканд включен в этот список как центр пересечения мировых цивилизаций и культур.
За годы независимости сотни архитектурных ансамблей обрели вторую жизнь. Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров «Об ут¬верждении Государственной программы по охране объектов нематериального культурного наследия, сохранению, пропаганде и их использованию в 2010—2020 годы» ведется работа по реставрации и сохранению памятников по Самарканду (до 2015 года), Кашкадарьинской области (до 2018 года), Бухаре 
(до 2020 года). 
Благодаря проведенной работе отечественных специалистов в стране создана Карта объектов культурного наследия Узбекистана. Она охватывает значительный период существования человечества от каменного века и до наших дней. На сегодняшний день на ней уже отмечено свыше десяти тысяч памятников древней архитектуры и других объектов. Примечательно, что в этой масштабной работе совместно трудятся как государственные, так и общественные организации.
 
Ярчайшим примером того, что в нашей стране к изучению духовного и научного наследия предков относятся с большим вниманием, стала проведенная в 2014 году в Самарканде международная научная конференция «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации». 
На мероприятие, проведенное по инициативе Президента, приехало более 130 зарубежных ученых, историков, представителей международных организаций, научных центров практически из всех уголков планеты. 
Конференция дала мировой общественности возможность глубже ознакомиться с бесценными трудами наших предков, чей вклад в развитие мировой цивилизации неоценим. 
Стала важной вехой в налаживании тесных научных связей между отечественными и зарубежными специалистами, в том числе в формате вновь создаваемых с этой целью международных научных коллективов по совместному изучению наследия ученых средневекового Востока.
 
Вышеназванные примеры еще раз подтверждают, что изучение своей истории, культуры, национальных традиций и обычаев, бесценного наследия великих предков является основополагающим в нашей стране. Ведь не зная прошлого, невозможно построить великое будущее.
 
03.07.2015
Источник:
http://www.jahonnews.uz/ru/actual/78784566214/6632/
 

2015-07-04