история
современность

Новости

Амир Теймур в истории и культуре Азербайджана

 Предлагаемая статья посвящена краткому освещению роли и места Амира Теймура в истории Азербайджана, а также отражению его образа в культуре Азербайджана. 

 
В советской азербайджанской историографии преобладала тенденция представления личности Амира Тимура как жестокого завоевателя, совершавшего на Азербайджан походы, увезшего ряд пленных мастеров Азербайджана в Самарканд и другие города своего огромного государства. Только с 1991 года, после достижения независимости Азербайджана, появилась возможность восстановить истинную картину происходивших событий.
Во второй половине XIV века территория исторического Азербайджана входила в состав монгольского государства Джалаиридов. В северо-восточных областях Азербайджана, в области Ширван, находилось государство Ширваншахов, однако оно не было независимым, находясь в вассальной зависимости от Джалаиридов. Десятки восстаний местного населения жестоко подавлялись, все попытки создания независимых государств, пресекались монгольскими войсками.
 
Походы Амира Тимура в 1385 - 1395 годах, войны с Джалаиридами, конечно, нанесли большой урон экономике азербайджанских городов,
но они же принесли нечто большее - государству Джалаиридов был нанесен смертельный удар
и тем самым был ускорен процесс создания независимых азербайджанских государств.
 
Таким образом, Амир Тимур способствовал освобождению территории Азербайджана от монгольского господства.
 
Вызывает интерес отношение Амира Тимура к государству Ширваншахов. Это азербайджанское государство. Ширваншах Ибрагим I, неординарная личность, сыгравшая большую роль в истории Азербайджана конца XIV - начала XV веков. Амир Тимур, которого долгие годы выставляли только как разрушителя и завоевателя, мог ликвидировать государство Ширваншахов, стереть с лица земли города Ширвана. 
 
Однако он стал оказывать поддержку мероприятиям Ибрагима I, направленным на восстановление экономики и культуры региона. Ибрагим I вошел в историю Азербайджана как справедливый и мудрый правитель. Девиз "Сила в справедливости" являлся основным духовно_нравственным критерием и мерилом Амир Тимура. Не потому ли он покровительствовал ширваншаху Ибрагиму I и его созидательной политике?
 
В истории Азербайджана конца XIV - начала XV веков Ширван указывается как наиболее стабильный в политическом и экономическом развитии регион, сооружения мастеров ширванской и аБшеронской архитектурных школ до сих пор удивляют современников, и, пожалуй, необходимо помнить, что стабильность и развитие Ширвана обеспечивались не только мудрой политикой ширваншаха Ибрагима I, но и копьями армии Амира Тимура. Так, крупной угрозой для Ширвана было монгольское государство Золотая Орда, находившееся к северу от Кавказских гор, охватывавшее Крым, Поволжье, территорию Руси, часть Западной Сибири. Правитель этого государства хан Тохтамыш постоянно совершал разрушительные походы, в 1382 году ему даже удалось дойти до города Тебриз и разрушить его. В то же время хан Тохтамыш угрожал и городам Маверранахра. Когда ширваншах Ибрагим I стал укреплять город Дербент, северный пограничный город Ширвана, Амир Тимур оказал ему поддержку. В 1395 году Амир Тимур предпринял поход против Тохтамыша. Активное участие в походе принял Ширваншах Ибрагим I, войска которого вошли в состав тимуровской армии. После разгрома хана Тохтамыша в победоносном сражении на реке Терек угроза северным границам Ширвана миновала. Таким образом, Амир Тимур способствовал прекращению набегов Золотой Орды, и после этого почти на полтора века Азербайджан был избавлен от угрозы с севера.
 
Походы Амира Тимура способствовали улучшению состояния экономики Азербайджана, по сравнению с монгольской эпохой. Экономический рост объясняется следующими причинами.
 
Во-первых, в своих походах Амир Тимур руководствовался принципом "мир будет благоденствовать благодаря торговым людям", стараясь создать единое торгово-экономическое пространство, обеспечить безопасность торговых путей, развитие ремесла и торговли. В его походах на Азербайджан не наблюдается тех жестокостей и разрушений, которые принесло с собой монгольское нашествие в начале ХIII века. И если археологические раскопки в средневековых городах Азербайджана в слоях начала ХIII века показывают следы разрушений, пожаров, обломки оружия, то раскопки в слоях начала ХV века дают большое количество предметов ремесла, декоративно-прикладного искусства, тимуридских монет. 
Во-вторых, разгром войск хана Тохтамыша, последующее разорение Амир Тимуром городов Золотой Орды способствовало перемещению торговых путей к югу, то есть в Азербайджан. 
Южный маршрут Великого Шелкового пути, от Китая через Самарканд в Европу вновь стал проходить через азербайджанские земли, в первую очередь через Тебриз. Именно этим объясняется значительный скачок в развитии Тебриза и превращении его в ХV века в один из крупнейших городов Востока. 
В-третьих, Амир Тимур поддерживал тех местных правителей, чьи усилия были направлены на прекращено междоусобиц и централизацию власти, например, как было указано выше, он поддерживал ширваншаха Ибрагима I. 
 
В-четвертых, Амир Тимур известен в Азербайджане и созидательными делами. 
 
Так, средневековый летописец Шараф ад-Дин Йезди, сопровождавший Тимура в его походах, в работе "Зафарнаме" указывает, что по приказу Амира Тимура был восстановлен город Байлакан. 
Этот азербайджанский город в свое время оказал ожесточенное сопротивление монгольским войскам полководцев Субудая и Джебе и был разрушен до основания. 
По сведениям летописца, для восстановления города был определен план города, отмечены места 4-х рынков, бани, караван-сараев, площадей, садов, жилых зданий. Протяженность внешней стены составила 2400 локтей, при толщине 11 и высоте 15 локтей. На углах стен были сооружены бастионы, в середине куртины - бойницы и мерлоны, а также места для камнеметов. Вокруг города был вырыт ров шириной 30 и глубиной 20 локтей. 
Археологические раскопки в Байлакане, проведенные экспедицией азербайджанских археологов под руководством доктора исторических наук Г.М.Ахмедова, позволили обнаружить сооружения, восстановленные по приказу Амира Тимура. 
В археологической литературе эти сооружения получили название "тимуровская часть" города Байлакана. Таким образом, Амир Тимур способствовал экономическому развитию Азербайджана в начале ХV века.
 
В художественном оформлении сочинения «Зафарнамэ» («Книга побед»), созданного историком и поэтом тимуридской эпохи Шараф ад-дином Али Йезди (XV век), привлекает внимание миниатюра «Выезд Тимура на священную войну с неверными Карабах Азербайджана». На ней изображен торжественный выезд гурхана из городских ворот. Под их аркой виден мулла, читающий благословение отъезжающим. Миниатюра представляет Тимура как  защитника ислама и борца за веру, что вменялось в обязанность каждому доблестному и правоверному правителю. 
 
Как известно, Йезди жил при дворе Шахруха (1405-1447), сына и преемника великого «завоевателя мира» гурхана Тимура (1370-1405), известного на Западе как Тамерлан,  создавшего обширную империю, в состав которой входили Центральная Азия и Иран, и его сына султана Ибрахима. Отметим, что первым официальным историком эмира Тимура следует полагать Гияс ад-дина Али, создавшего свое сочинение между 1399-1403 гг. Другой историк – Низам ад дин Абд ал- Васи Шами, родом из пригорода Тебриза, жил в Багдаде, и после взятия которого Тимуром поступил на службу к могущественному правителю, написав, по его повелению, первую «Зафарнамэ», охватывающую период до конца 1404 года. Это сочинение стало важной основной для трудов таких известных историков, как Хафиз Абру, Абд  ар-Раззак Самарканди и Шараф ад-дин Али Йезди. 
 
Наиболее известной и полной версией «Зафарнаме» стал труд Шараф ад-дина Йезди, который утверждает, что она была оставлена самим султаном Ибрахимом при помощи секретарей и передана ему для литературно-художественной и научной обработки в  Ширазе около 1425 года. Источниками же для этого послужили труд «Зафарнамэ» Низам ад-дина Шами (XV век) и ряд составленных им же других сочинений. 
В результате походов Амира Тимура были восстановлены культурные связи между городами Азербайджана и Узбекистана, находившиеся на высоком уровне к XII веку, но нарушенные в эпоху монгольских завоеваний. Особенно явно это проявляется в сохранившихся архитектурных сооружениях, причем взаимообогащение архитектуры шло путем проникновения и слияния творческих идей и направлений. Исследователь С.Судаков прочитал на трехчетверной колонке "морпич" (жгутообразная колонна) западного пилона 2-й арки портала дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе имя мастера мозаичной и майоликовой изразцовой облицовки, запечатленное дважды - "Работа Мухаммед Юсуф Табризи". Летописец Шараф ад-Дин Йезди указывал, что азербайджанские мастера работали при строительстве мечети Биби Ханым. Из Азербайджана на юго-восток Средней Азии перешли нетрадиционные для Маверранахра конические шатры, наблюдаемые в мавзолее бухарского комплекса Чашма-Аюб, мавзолее Хазрат-и Имам ансамЗайка, прости за грубость! Дар-ус Саадат в Шахрисабзе. 
 
В то же время гофрированная поверхность в архитектуре проникла в Азербайджан по маршруту: Хорезм (здесь она изобретена) - Хорасан - Азербайджан - далее в Малую Азию. 
Исследователь архитектуры и искусства Средней Азии Г.Пугаченкова указывала, что в первой половине XIV века декор сооружений Азербайджана отличается от декора сооружений Хорезма и Маверранахра, но уже во 2-й половине XIV - начале XV веков трудно отличить декор сооружений Самарканда и Табриза, настолько гармонично сочетаются разные методы и приемы. 
Причем, необходимо отметить, что это не простое повторение канонизированных эталонов, а дальнейшая творческая разработка на обновленной художественно-образной основе.
 
По заказу Амира Тимура для мавзолея Ахмеда Ясави был отлит бронзовый котел. 
 
Работы узбекского теолога и поэта Ахмеда Ясави (1105-1166 гг7) оказали большое влияние на развитие философской мысли Азербайджана, а идеология ясавизма оказала влияние не только на его эпоху, но и последующие периоды. 
 
На котле имя Амира Тимура указано как "повелитель народов Тимур Гураган". 
Как видно из другой надписи, котел был изготовлен в 801 (1399) году азербайджанским мастером по имени Абд ал-Азиз, сын Шараф ад-Дина Тебризи. Вес котла 2000 кг, диаметр 2,45 м, он хранится ныне в Эрмитаже и по праву считается одним из самых больших в мире котлов. 
Необходимо отметить, что надгробие Ахмада Ясави в мавзолее также изготовлено тебризскими мастерами из темно-зеленого тебризского мрамора.
 
Культурные связи между азербайджанским и узбекским народами в эпоху Амир Тимура и его потомков наблюдались также в области литературы и музыки. 
 
Так, узбекский поэт Кутб (уроженец Хорезма) перевел на узбекский язык поэму "Хосров и Ширин" выдающегося азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви, отметив: "Из меда Низами сварил я халву", другой узбекский поэт Хайдар Хорезми перевел "Сокровищницу тайн" Низами, отметив: "Я приготовил это приятное блюдо, /Придав ему вкус стихов Шейха Низами. /Его дыхание вдохнуло в меня душу, /Его мысли вдохновили меня."
Уроженец азербайджанского города Марага, музыковед Абдул Кадыр ибн Гейба аль Марагаи (1353-1435), написавший ряд трактатов по теории мугамов, был приглашен Амир Тимуром в Самарканд и работал при его дворце. 
 
Узбекский народ в течение долгих лет был лишен возможности почитать своих великих деятелей. 
Только после обретения Узбекистаном независимости ситуация в корне изменилась: личность Амира Тимура стала для каждого узбека символом родины и нации. 
 
Как отметил президент Республики Узбекистан Ислам Каримов "Восприятие личности Амира Тимура означает восприятие истории. Постичь Амира Тимура - это значит постичь себя. Возвеличивать Амира Тимура - это значит укреплять нашу веру в великое будущее страны, опираясь на наши корни, уходящие вглубь истории, на нашу культуру и мощь". Пожалуй, сказанное справедливо не только к Узбекистану, но и к Азербайджану начала ХХ века. Постижение самих себя, постижение своих корней происходило и через постижение знаменитых личностей тюркской истории.
 
В начале ХХ века в работах лидеров национально-освободительного движения Азербайджана М.Расулзаде (1884-1955 гг.), Али бека Гусейнзаде (1864-1940 гг.), Ахмед бека Агаева (1869-1939 гг.) образ Амир Тимура получил новый облик - как символ величия тюркского мира. 
 
Особое внимание привлек образ Амира Тимура в годы существования независимой Азербайджанской Республики (1918-1920 годы).
 
Необходимо отметить, что образ великого сына узбекского народа привлекал и привлекает не только ученых, историков, востоковедов, но и деятелей культуры - художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров. В годы царской власти преобладала тенденция преподнесения личности Амира Тимура как жестокого завоевателя. 
 
Не случайно, что именно в эти годы величайший из полководцев мира обозначался в работах ученых как "Тамерлан", "Хромой Тимур", "Железный хромец".
В 1916 году азербайджанский поэт, писатель, драматург, публицист и общественный деятель Мамед Сеид Ордубади (1872- 1950) написал работу "Тимур и Ильдрым Баязид". 
 
Вероятно, это была подготовительная работа к написанию сценария. В работе образ Амира Тимура трактуется положительно, как значительной фигуры тюркского мира, стремившегося к объединению. 
 
Однако последующие политические события не позволили М.С.Ордубади продолжить работу над драмой. В годы советской власти образ Амира Тимура был подвергнут очернению, драму не разрешили ставить и даже не опубликовали. Однако, к счастью, рукопись сохранилась и ныне хранится в Институте рукописей им. Физули Национальной академии наук Азербайджана (архив М.С.Ордубади, инв.N Б-1073).
 
В годы существования независимой Азербайджанской Республики (1918- 1920 годы) образ Амира Тимура пропогандировался как символ величия тюркского мира, что получило свое отражение даже при создании символики республики. 
 
Так, в 1919 году был издан приказ военного министра генерала Самед бека Мехмандарова о форме Боевого знамени воинских подразделений армии Азербайджана. 
 
В приказе особо оговорено, что навершие знамени должно быть в виде копья, в честь навершия копья знаменитого полководца тюркского мира Амира Тимура, а один из орнаментов на полотнище знамени должен быть в виде орнамента с мавзолея Гур Эмир. 
К сожалению, в 1920 году …. Азербайджанская Республика и ее символика были ликвидированы.
 
К образу Амира Тимура обратился известный азербайджанский поэт, драматург и общественный деятель Гусейн Джавид (1882-1941 гг). 
 
В начале 20-х годов он уже был известен в Узбекистане. 
Так, в декабре 1920 года прошла премьера драмы Г.Джавида "Иблис" в Ташкенте в постановке Узбекской государственной труппы на азербайджанском языке. 
Позднее драма была переведена и уже в 1923 году поставлена на узбекском языке. 
Ташкентская газета "Коммунист" 24 ноября 1923 года писала: "Иблис" - это произведение не есть какое-либо случайное явление на сцене, в нем одно из первых проявлений революции в умах и, в этом смысле, большой шаг в литературе. Это новое произведение, которое, опрокинув прогнившие здания, воздвигает на их месте кдуркую и здоровую философию жизни". Зрительный зал на "Иблисе" был всегда переполнен.
 
При работе над образом Амира Тимура Гусейн Джавид столкнулся с большими трудностями. Так, в Советском Союзе Амир Тимур преподносился как жесткий завоеватель. Достаточно вспомнить диалог двух героев из знаменитого произведения советского писателя Аркадия Гайдара "Тимур и его команда": "Кто такой Тимур?" "Тимур - злой, хромой, из средней истории"." В такой обстановке осветить образ Амира Тимура было сложно, и с самого начала Г.Джавид столкнулся с давлением властей. Историческая драма была закончена в 1925 году, авторитет Г.Джавида в культурном мире Азербайджана был высок, и драму разрешили поставить на сцене под названием "Хромой Тимур". Несмотря на все попытки, автор отказался что-то менять в драме и не дал очернить облик Амира Тимура. 15 ноября 1925 года бакинская газета "Коммунист" опубликовала информацию о том, что в Драматическом театре им. Д.Буниятзаде начались спектакли драмы "Хромой Тимур" (гл. режиссер - А.Туганов, режиссер - А.М.Шарифзаде). 
 
Однако недовольству властей не было предела: в драме образ Амира Тимура не вписывался в рамки советской идеологии, автор показал его не как злого, жестокого хромца, а как величайшего полководца, объединителя тюркского мира, покровителя наук, искусств, ремесел и торговли. 
Другой персонаж драмы - Шейх Бухари был показан как мудрец, высокообразованный человек, а это также не устраивало советских идеологов. Уже 24 ноября некто под псевдонимом "Критик" в газете "Коммунист" указал, что "Хромой Тимур" написан и поставлен с некоммунистической точки зрения, и драму надо запретить. Однако авторитет автора был высок, и спектакли в этом сезоне продолжались.
 
В 1926 году Академический театр Азербайджана вновь поставил в Баку пьесу "Хромой Тимур" Г.Джавида. В главной роли сыграл знаменитый артист драматического плана Сидги Рухулла. Зрители с восторгом приняли спектакль, однако на этот раз Г.Джавиду и руководству театра было настоятельно рекомендовано больше не ставить драму, где Амир Тимур показан в привлекательном виде. Когда в 1937 году Г.Джавид был арестован, среди многочисленных обвинений, предъявленных ему, было и обвинение в пропогандировании личности Амира Тимура. Драматург был осужден на 8 лет и отправлен в лагерь в Магадане. К месту ссылки, которое стало и местом его смерти, драматурга отправили в тюремном вагоне через родину великого Амира Тимура - Узбекистан.
 
В 1973 году киностудия "Азербайджанфильм" сняла картину "Насими" о жизни и творчестве великого азербайджанского поэта Имадеддина Насими. Съемки фильма помимо Азербайджана велись в Самарканде, Бухаре и Хиве. В кинокартине Амир Тимур был показан не только как полководец, но и как правитель, стремящийся к объединению и прогрессу. В роли Амира Тимура сыграл известный азербайджанский актер Юсиф Велиев, в роли сына Тимура Мираншаха - актер Мухтар Маниев. В 1974 году на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку фильм был удостоен специальной премии как лучшая художественная картина исторического плана.
 
В 1983 году была экранизирована драма Г.Джавида "Хромой Тимур". Впервые после долгого перерыва азербайджанский зритель вновь увидел великого полководца безо всяких клише и политических заказов. Образ Амира Тимура создал талантливый азербайджанский актер драматического плана Гамлет Ханызаде, которому в полной мере удалось показать величие и мудрость одного из крупнейших правителей тюркского мира.
 
Судьба драмы Г.Джавида "Хромой Тимур" привлекла внимание турецкого исследователя Эрдогана Уйгура. 
В 2004 году он написал и опубликовал в Анкаре на турецком языке книгу "Литературная деятельность Гусейна Джавида и пьеса "Хромой Тимур"". В книге подробно освещено отношение Гусейна Джавида к личности Амира Тимура, судьба драмы и, наконец, трагичная судьба автора драмы.
 
В мае 2014 года в Азербайджанском академическом национальном драматическом театре состоялась премьера спектакля "Əmir Teymur" ("Амир Теймур") на основе исторической драмы выдающегося драматурга Гусейна Джавида "Topal Teymur" ("Хромой Теймур"). 
 
Особо хотелось бы отметить великолепную игру народного артиста Азербайджана Нуреддин Мехдиханлы (Амир Теймур), молодого актера Хикмета Рагимов (Йылдырым Баязид). Выступление артистов неоднократно сопровождалось аплодисментами.
 
 
Автор:  кандидат исторических наук С.Ахмедов (Азербайджан)
 

2016-02-02